Александр Блок

Содержание

Слайд 2

Детство и юность

Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и

Детство и юность Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным
родственным связям, дружеским отношениям поэт, принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе.

Слайд 3

Детство и юность

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского

Детство и юность В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за
офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гpенадаpских казармах, расположенных на окраине Петербурга

Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово.

Слайд 4

«Стихи о прекрасной Даме»

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой,

«Стихи о прекрасной Даме» В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой,
дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Слайд 5

«Дела амурные…»

…Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не

«Дела амурные…» …Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок
был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в светских львиц: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитреевна хотела подать на развод, но Александр Блок был против. Впрочем, после первой мировой войны он успокоился и прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем.

Наталья Волохова

Андреева-Дельмас

Слайд 6

Революция 1917 г.

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он

Революция 1917 г. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами.
отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора.

Слайд 7

Последние годы:

При советской власти писателей не поддерживало правительство, оказавшись в тяжёлом материальном

Последние годы: При советской власти писателей не поддерживало правительство, оказавшись в тяжёлом
положении, Александр Блок серьёзно заболел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.

Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, его отпевали в церкви Воскресения Христова.
Прах Блока был перезахоронен на Волковом кладбище.
Музей-квартира А. А. Блока располагается на улице Декабристов, 57.

Слайд 8

Творчество

«Ante lucem» – преддверие будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила

Творчество «Ante lucem» – преддверие будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла
и антиномическое отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши. С другой – тяга к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества.

Слайд 9

Творчество

Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть

Творчество Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и
то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому.
Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки» и т.п. Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф.

«Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Слайд 10

Творчество

«Пузыри земли» – своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и полемически

Творчество «Пузыри земли» – своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и
обращается к изображению «низменной» природы, признает закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа».

«Разные стихотворения» и «Город» – в этих двух циклах расширяется охват явлений действительности. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенный, не считает себя достойным оказаться в их рядах. В этих циклах начинает звучать одна из главных проблем для Блока - народ и интеллигенция.

Слайд 11

Творчество

«Снежная маска» и «Фаина» – эти циклы отражают внезапно вспыхнувшее чувство Блока

Творчество «Снежная маска» и «Фаина» – эти циклы отражают внезапно вспыхнувшее чувство
к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихии природы и повседневной жизни теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти. Отдаваясь своему чувству, герой «Снежной маски», «настигнутый метелью», погружается в «вихри снежные», в «снежный мрак очей», упивается этими «снежными хмелями» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре».

«Жизнь моего приятеля» - в основе этого цикла прием «двойничества». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы.

Слайд 12

Творчество

«Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление.

Творчество «Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое
Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти.

Слайд 13

Творчество

Кармен» – в этом цикле нашли отражение «цыганская стихия», любовь, музыка, искусство,

Творчество Кармен» – в этом цикле нашли отражение «цыганская стихия», любовь, музыка,
«печаль и радость». С одной стороны, он живо напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания (цикл посвящен оперной певице Л. А. Дельмас) и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви.

Слайд 14

Творчество

«Родина». Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий и

Творчество «Родина». Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий
суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего своего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии Блока. Тема родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща.

Слайд 15

Творчество

Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней

Творчество Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с
многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста.
Имя файла: Александр-Блок.pptx
Количество просмотров: 96
Количество скачиваний: 0