Слайд 2Русский народ не всегда был христианским.
До всеобщего крещения в конце X
века, праздники славян были связаны с событиями земледельческого календаря. Народные традиции вплетались в церковные торжества, создав уникальный колорит.
В результате до наших дней дошли летние Спасы – праздники на пересечении евангельских и крестьянских событий.
Слайд 3Первый Спас – Медовый, он совпадает с началом Успенского поста и соответствует
Обретению Крестных Древ. Православная церковь отмечает его 14 августа.
Самый крупный из Спасов – Яблочный, это Преображение Христово. Церковь вспоминает событие всегда 19 августа.
Не все знают о третьем Спасе – Ореховом. Его праздную на следующий день после Успения, день связан с перенесением Нерукотворного образа Иисуса в Константинополь.
Слайд 4Медовый спас
Медицина Константинополя образца IX века оставляла желать лучшего.
В самый жаркий
месяц года население страдало от инфекций, засухи и пожаров. За спасением верующие обращались к Христу, вынося на поклонение великую святыню – часть древесины от Креста, на котором был распят Сын Божий.
Слайд 5Традиция поклоняться крестному древу в августе пришла и на Русь, соединившись с
днём, когда славяне приносили на освещение первые медовые соты.
Также в этот день освящали колодцы и источники воды, поэтому второе название Спаса – Водный.
До освящения на богослужении, православным нельзя пробовать мёд нового урожая.
Церковь относит Обретение Древ к числу малых праздников, поэтому работать можно.
Однако начало Успенского поста запрещает есть скоромную пищу, развлекаться и вступать в интимную связь.
Слайд 6Яблочный спас
Праздник Преображения – очень крупный, связан с явлением божественной сути Иисуса
своим ближайшим ученикам.
Христианам рекомендуется посетить богослужение и подготовить для освящения яблоки и другие плоды текущего года. До торжества есть их нельзя.
Слайд 7Традиция благословлять плоды возникла в средневековом Риме. Служители церкви заменили освящением вакханалии,
связанные с созреванием винограда.
Славяне отмечали праздник яблочными вареньями и выпечкой – непременно постной, ведь Преображение проходит в середине Успенского поста. Праздник не позволяет заниматься тяжким трудом и работать на огороде.
Слайд 8Ореховый спас
В этот день вспоминают Нерукотворный образ, который сам Христос подарил прокажённому
Эдесскому князю.
Приложившись к полотну с изображением Спасителя, тот исцелился,
а образ повесил над городскими воротами, чтобы ему могли поклониться все желающие.
К концу первого тысячелетия образ перенесли в Константинополь, чтобы защитить от арабских набегов.
Слайд 9Ореховый Спас также называют Хлебным, так как к этому дню заканчивалась жатва.
Накануне праздника славяне ходили за орехами и выпекали первый хлеб из муки нового урожая. Продукты освящали на богослужении.
Церковь не относит праздник к великим, поэтому работать разрешается. Постные ограничения уже не действуют, поэтому кушать можно всё что угодно.
Слайд 10Ключевым моментом всех трех праздников является поход в храм. В церковь православные
верующие приносят продукты, где их освящают.
На Медовый Спас принято окроплять святой водой мед и мак. На Яблочный Спас освящают фрукты, чаще всего это яблоки, виноград, груши.
На Ореховый Спас в церковь приносят, соответственно, орехи и ореховые ветви, а также хлеб, мед, яблоки и виноград.