Слайд 2Цель: показать, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в безукоризненных
образцах искусства слова, какими являются тургеневская проза, поэзия; помочь увидеть неповторимое своеобразие тургеневского языка
Слайд 3 Задачи курса: расширить объем сведений, связанных с изучением языка художественных произведений,
показать роль Тургенева в истории русского литературного языка; дать систематические сведения о выразительной функции различных языковых средств на примере их употребления в текстах Тургенева и в текстах о Тургеневе; усовершенствовать умения и навыки анализа текста.
Слайд 4Курс носит практический характер.
Основные виды деятельности:
работа с источниками
анализ текста
сообщение уч-ся
анализ и систематизация
планирование
исследования
определение темы, идеи
определение жанра
Слайд 5определение типа звукописи
выстраивание ассоциативных рядов к многозначным словам
выстраивание синонимичных рядов
нахождение синонимов в
текстах
анализ эпитетов
практикум
работа со словарями, справочниками
комплексное исследование
Слайд 6Метод реализации содержания:
исследовательский
Формы контроля:
собеседование
анализ отобранных учащимися текстов
мини-сочинение
доклад (реферат)
Предполагаемые результаты:
учащиеся должны выполнить исследовательскую
работу.
Слайд 7Программа
34 ч.
Введение.
Тургенев о русском слове.
Выразительные средства русской фонетики и интонации в
произведениях Тургенева.
Выразительные средства лексики в произведениях Тургенева.
Слайд 8Использование в произведениях Тургенева выразительных возможностей русского словообразования.
Использование в произведениях Тургенева выразительных
средств морфологии и синтаксиса.
Тексты Тургенева как гармоническое целое.
Слайд 9Роль названий произведений в выражении авторского замысла
Уже при первом обращении к
стихотворениям в прозе, при взгляде на заголовки, определяются сквозные мотивы: во-первых, переходящие друг в друга мотивы невозвратности молодости, быстротечности жизни, её утраты («О моя молодость! О моя свежесть!», «Когда меня не будет…», «Мне жаль…»), во-вторых, мотив одиночества, бесприютности человека («Без гнезда», «Когда я один…»), в-третьих, мотив беззащитности перед законами жизни («Попался под колесо…»). Эти мотивы являются основными в «Постума» («Посмертное»), определяющими эмоции, которые Тургенев не хотел выносить на всеобщее обозрение.