Слайд 2Русский народный промысел зародился в XVI-XVII веках в поселке Богородское, который на
тот момент принадлежал Троице-Сергиеву монастырю, а сельчане, проживающие в нем, являлись монастырскими крепостными. Кто первый положил начало художественному ремеслу точно неизвестно, но в народе существует несколько приданий.
Слайд 3Первое гласит, что в одной бедной семье мать решила порадовать своих ребятишек,
вырезала из полешка необычную фигурку и окрестила ее «Аука», что значило лесной дух. Дети поиграли с деревяшкой, да и забросили за печь, а отец достал ее, и решил взять с собой на базар, чтобы показать торговым людям. Лавочникам так понравилась игрушка, что они наказали крестьянину привести им еще несколько экземпляров. С той поры и началась резьба удивительной Богородской игрушки.
Слайд 4В другом предании говориться о жителе Сергиева Посада, который вырезал из липовой
чурки куклу, да и показал ее местному купцу, а тот, куклу у крестьянина купил и выставил ее в своей лавке. Деревянная фигурка и дня не простояла на витрине, приобрели ее с большой выгодой для купца, и тогда торговец заказал мастеру целую партию забавных игрушек.
Слайд 5Богородская игрушка – это скульптура или фигурка, вырезанная при помощи специального ножа
из пластичных пород дерева (вяз, бук, дуб, ясень).
Слайд 6Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить
ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.
Слайд 7Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много
лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.
Слайд 8Самыми известными деревянными скульптурами являются композиции:
«Кузнецы» - крестьянин и медведь поочередно бьют
кувалдами по наковаленке.
Возраст этой игрушки превышает несколько сотен лет, это не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба поселка.
Слайд 9«Курочки» - это игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена
А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Она представляет собой полянку, на которой замерли пять хохлаток, но при наличии балансира, одном лишь движением руки, птички оживают и начинают весело двигаться и клевать зернышки.
Слайд 10Для того, чтобы скульптуры двигались, Богородские мастера использовали параллельно расположенные планки, скрепленные
между собой гвоздиками. Балансир на веревочках вставляли в отдельные части спиральной пружинки.
Считается, что, чем лучше кусок дерева, используемый для резьбы, тем качественнее сделанная из него фигурка. Таким образом, из материала без гнили, сучков и испорченных частей делались дорогие игрушки, выставляемые на продажу, а щепки и обрезки использовались для вырезания домашних фигурок.
Слайд 11Богородская игрушка гигиенически безопасна для ребенка. Большая часть работы в её производстве
выполняется вручную. Используется чистая необработанная древесина, традиционно фигурка не окрашивается. Каждый мастер вырезает свое изделие с душевной теплотой и любовью, вкладывает в него особое смысловое значение. Этой игрушкой можно не только играть, но и развивать познавательные способности малыша: разыгрывать маленькие сказочные постановки, развивать звукопроизношение, изучать животных, поведение людей и многое другое.
Слайд 12Купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них
немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень эта продажа стала одним из важнейших источников заработка.
Богородскую игрушку
полюбили как и в России, так и за рубежом.