Боровиковский В.Л. – «Великий мастер русского портрета» Подготовил: Новиков Олег, 6 класс МОУ СОШ № 16

Содержание

Слайд 2

Великий мастер

Сейчас трудно себе представить, что имя Владимира Лукича Боровиковского многие годы

Великий мастер Сейчас трудно себе представить, что имя Владимира Лукича Боровиковского многие
находилось в забвении. Около его картин в Третьяковке всегда много народу, а репродукции неизменно иллюстрируют рассказы в книгах и журналах о жизни в XVIII веке.
Но лишь в 1905 году благодаря Александу Бенуа имя художника было вновь подарено миру и произошло это на выставке "100 лет русского портрета"

Слайд 3

Начало творческого пути

Владимир Лукич Боровиковский происходил из стариннной миргородской семьи Луки Боровика.

Начало творческого пути Владимир Лукич Боровиковский происходил из стариннной миргородской семьи Луки
Первыми его учителями в живописи стали его отец и дядя, которые занимались иконописью.

Слайд 4

Незадолго до визита в Крым и в Киев Екатерины II граф Капнист,

Незадолго до визита в Крым и в Киев Екатерины II граф Капнист,
поэт и губенатор Киева, пригласил В.Л.Боровиковского оформить комнаты, где должна была остановиться императрица.
Художник написал два великолепных панно, которые понравились заказчику и тот помог юноше переехать в Петербург.
Так в 1787 году художник попал в столицу.

Счастливый случай

Граф Капнист

Слайд 5

Первые 10 лет Владимир Лукич жил в доме известного архитектора и поэта

Первые 10 лет Владимир Лукич жил в доме известного архитектора и поэта
Н.А.Львова.
Спустя четыре года после приезда в столицу художник пишет портрет О.К.Филипповой, жены главного архитектора по сооружению Петербургского Казанского Собора...

Ранний период творчества

Покровитель Боровиковского - архитектор Н.А.Львов

Слайд 6

Молодая женщина изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее

Молодая женщина изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее
руке бледная роза.
Ее образ лишен малейших признаков жеманства, кокетливости.
Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой – все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого сквозит почти детская нежность и мечтательная задумчивость

Портрет О.К. Филипповой

Слайд 7

В 1792 г. он обучается портретному мастерству у И. Б. Лампи, перенимая

В 1792 г. он обучается портретному мастерству у И. Б. Лампи, перенимая
у него основные технические навыки.
Видя одаренность своего ученика, Лампи ходатайствует перед Академией художеств о присвоении Боровиковскому звания академика.

Становление мастера

Учитель Боровиковского – художник И.Б. Лампи

Слайд 8

«Великий мастер русского портрета, поэт мечтательной грусти и нежных «сантиментов», с

«Великий мастер русского портрета, поэт мечтательной грусти и нежных «сантиментов», с особенной
особенной любовью писавший очаровательных женщин Павловского и Александровского времени», – писал о нем И. Э. Грабарь.
Будучи тесно связанным с лучшими людьми своего времени, следуя традиции классического искусства, Боровиковский привносит в живопись высокие представления о человеке.

Портретист по призванию

Портрет Е.А. Нарышкиной

Лизонька и Дашенька

Портрет Г.Р. Державина

Портрет княжны Е.Г. Гагариной

Слайд 9

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И. Лопухиной.

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И. Лопухиной.

Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым подобно волшебным звукам клавесина

Портрет М.И. Лопухиной

Слайд 10

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет,

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет,
что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас...
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Портрет М.И. Лопухиной

Слайд 11

В конце 1790-х — начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины.
Это

В конце 1790-х — начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это
время расцвета творчества художника. Художник получал множество заказов.
Ему позировали цари, вельможи, генералы, отцы церкви.

Вершина творчества

Портрет императора Павла I

Слайд 12

Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину II. Одним из таких портретов

Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину II. Одним из таких портретов
является «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке».
Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини». Она предстала в обычном домашнем облике.
Впечатленный Пушкин вспомнил об этой картине при написании эпизода встречи Маши с императрицей в «Капитанской дочке».

Вершина творчества

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Слайд 13

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского.
Серьезен

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен
и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II.
Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского.

Вершина творчества

Портрет Д.П. Трощинского

Портрет Ф.А. Боровского

Слайд 14

В конце жизни художник занимался религиозной живописью: написал несколько икон для строящегося

В конце жизни художник занимался религиозной живописью: написал несколько икон для строящегося
Казанского собора, расписал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.
Но ни деньги, ни слава не меняли художника.

В конце жизненного пути

Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е. Ф. Татариновой

Слайд 15

Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, будучи всецело поглощен искусством.
Умер художник на

Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, будучи всецело поглощен искусством. Умер художник на
шестьдесят восьмом году жизни.
Его любимый ученик, А. Г. Венецианов, писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... Я буду писать его биографию».

В конце жизненного пути

Ученик Боровиковского – художник А. Г. Венецианов

Имя файла: Боровиковский-В.Л.-–-«Великий-мастер-русского-портрета»-Подготовил:-Новиков-Олег,-6-класс-МОУ-СОШ-№-16.pptx
Количество просмотров: 1303
Количество скачиваний: 44