Слайд 3Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы – белые, чайные, алые
– раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звезды, красочные георгины и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы…
Слайд 4
А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек,
незабудок, фиалок?
Слайд 5 Вот среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей, порхают маленькие,
яркие птицы. А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод.
И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев…
Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине.
Слайд 6 Все эти чудесные букеты… нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.
Слайд 7 Когда и каким образом возникло это удивительное сочетание реалистических принципов изображения
цветов с условным, декоративным, чисто народным приёмом изображения?
Ответы на эти вопросы следует искать в начале 19 века.
Слайд 8 В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток –
чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие.
И непременным участником чаепития стали подносы.
Слайд 9 Любили на Руси почаевничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос
при чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками – баранками и другим угощением. Да и что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать.
Слайд 10Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте
находится село Жостово. И, хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Слайд 11 Долгое время в центральной части России были в ходу подносы из
папье – маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода.
В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или Санкт – Петербурге. Но вот с чьей-то лёгкой руки технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо.
Слайд 12 Каких только подносов не изготавливали мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров
стола, а маленькие «закусочные» – не больше тарелки.
Форма у них была самой разнообразной – это и шести-восьмиугольные, овальные, прямоугольные, «гитарные», круглые, и, даже, треугольные подносы для угловых столиков.
Слайд 13 Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки,
чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попроще. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы
Слайд 14 Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры,
росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине 19 века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Слайд 15В 1928 году была основана
артель, ныне Жостовская
фабрика декоративной
росписи.
Слайд 16Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи.
Слайд 18 Пишут жостовские мастера масляными красками мягкими беличьими кисточками. Сначала они лишь
намечают будущую роспись, рисуют свободно, быстрыми и точными мазками. И, даже, повторяя рисунок, каждый мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос – уникальная авторская работа.
Слайд 19Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции – где будут большие
цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья.
Это замалёвок.
Дальше мастер выполняет тенёжку, то есть затемняет с одной стороны пятна цвета. Самые освещённые места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создаётся объём. Тонкие линии-чёрточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. А дальше надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.
Слайд 20 Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его
слова можно смело отнести и к жостовским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни морозом её не берёт. Сила мастерства…»