Былина как вид фольклора

Содержание

Слайд 2

Героический эпос

Карл Великий и Роланд

Зигфрид

Вяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец

Героический эпос Карл Великий и Роланд Зигфрид Вяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец

Слайд 3

Былина (старина))-

фольклорная эпическая песня о героическом событии или о примечательном эпизоде

Былина (старина))- фольклорная эпическая песня о героическом событии или о примечательном эпизоде
русской истории

Древнейшие былины появились к
IX век Бытование в первоначальном виде XVI - XVII века, к середине XX века – отмирание жанра

Слайд 4

Мифологический период (до 9 века)

Воплощение исполинских туч, о чем и говорит его

Мифологический период (до 9 века) Воплощение исполинских туч, о чем и говорит
имя.
Он всегда возит свою жену с собой в хрустальном ларце.
Он пытается поднять суму с земной тягой и гибнет

Н. Рерих. Святогор

Святогор -

Слайд 5

Мифологический период (до 9 века)

Волхв Всеславьич
(Вольга Святославович)

Неустрашимый воин-богатырь наделен вещим знанием

Мифологический период (до 9 века) Волхв Всеславьич (Вольга Святославович) Неустрашимый воин-богатырь наделен
и особым искусством превращаться в разных зверей, сын змея и женщины.

Слайд 6

Киевский период (9-12 века)

Борец за спокойствие и нерушимость границ Руси
Освободитель русской земли

Киевский период (9-12 века) Борец за спокойствие и нерушимость границ Руси Освободитель
от губительных налетов змея.
Разумен в речах, сдержан «вежествен», тактичен.
Заботливый сын и любящий супруг.
Играет в шахматы, музыкант

Добрыня Никитич

В. Васнецов. Бой Добрыни со змеем

Слайд 7

Владимиро-Суздальский период (12-13 века)

Илья Муромец
Человек необыкновенной внутренней духовной силы.
Крестьянский сын
Пленил Соловья Разбойника.
Его

Владимиро-Суздальский период (12-13 века) Илья Муромец Человек необыкновенной внутренней духовной силы. Крестьянский
кровный сын стал врагом Киева.

Слайд 8

Владимиро-Суздальский период (12-13 века)

Родом из «славного Ростова красного города», поповский сын
Не располагает

Владимиро-Суздальский период (12-13 века) Родом из «славного Ростова красного города», поповский сын
силами, превышающими силы врагов, богатырь полагается лишь на хитрость и изворотливость.
Веселый пересмешник, молодой, буйный, озорной, мало задумывается в достижении своих целей.

Алеша Попович

К. Васильев. Алеша Попович и красная девица

Слайд 9

Новгородские былины

Ольшанский. Садко.

Рябушкин. Василий Буслаев

Василий Игнатьевич Буслаев
Без царя в голове,
в минуту

Новгородские былины Ольшанский. Садко. Рябушкин. Василий Буслаев Василий Игнатьевич Буслаев Без царя
беды трезвеет
и становится героем

Слайд 10

14-17 века. Московский период

новые былины не создаются

14-17 века. Московский период новые былины не создаются

Слайд 11

Два основных цикла

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.

с. 15 учебника

Два основных цикла 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. … с. 15 учебника

Слайд 12

Содержание былины

В основе былинного сюжета лежит повествование о каком-либо грандиозном событии, героическом

Содержание былины В основе былинного сюжета лежит повествование о каком-либо грандиозном событии, героическом подвиге, ратном подвиге.
подвиге, ратном подвиге.

Слайд 13

Сюжеты былин

о старших братьях
о борьбе с чудовищами
о борьбе с иноземными врагами
о встречи

Сюжеты былин о старших братьях о борьбе с чудовищами о борьбе с
и спасении родных,
об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену,
об эпических состязаниях

«Соловей Будимович и Забава Путятична»

Слайд 14

Герой былины - богатырь

Герой былины - богатырь

Слайд 15

Женщины- богатыри

С. Соломко. Василиса Микулична

Женщины- богатыри С. Соломко. Василиса Микулична

Слайд 16

Поэтический язык

Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается, что пели под аккомпанемент

Поэтический язык Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается, что пели под
гуслей.
Былинный стих относится к тоническому стихосложению.

Слайд 17

3-х ударный, ударение падает на 3 слог от начала и на третий

3-х ударный, ударение падает на 3 слог от начала и на третий
от конца.

Он спустил коня да богатырского
Да поехал ли то по той по силушке татарскоей.
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую –
А он силу бьёт, будто траву косит.
Его добрый конь да богатырския.

Слайд 18

Композиционные особенности

Былинные запевы
Высока высота поднебесная,  Глубока глубина океан-моря,  Широко раздолье по всей земле.  Глубоки омуты

Композиционные особенности Былинные запевы Высока высота поднебесная, Глубока глубина океан-моря, Широко раздолье
Днепровские,  Высоки горы Сорочинские,  Темны леса Брянские,  Черны грязи Смоленские,  Быстры-светлы реки русские.
предваряют общий тон, не связаны с сюжетом былины

Былинные исходы
И тут (такому-то имя) славу поют,
И вовеки тая слава не минует.
2-3 строчки, в которых обозначается тема тишины, славы – «величание»)
То старина, а то деянье,
Синему морю на утешение
А быстрым рекам слава до моря
А добрым людям на послушанье

Слайд 19

Зачин

Из того ли то из города из Мурома, Из того села да с

Зачин Из того ли то из города из Мурома, Из того села
Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец;  
Во стольном во городе во Киеве у честной вдовы Офимьи Александровны, а был то единый сын Добрынюшка Микитич

Слайд 20

Былинные формулы привычного изображения («общие места»)

Формула течения времени:
Еще день за

Былинные формулы привычного изображения («общие места») Формула течения времени: Еще день за
день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит
Снаряжение богатыря в путь:
Он скорешенько скочил как на резвы ножки, Кунью шубоньку накинул на одно плечо, Шапочку соболью на одно ушко.

В. Васнецов. Богатыри на конях. 1896

Слайд 21

Cедлание коня :
 "Он добра коня заседлывает,
на коня накладает потничек,
потничек то

Cедлание коня : "Он добра коня заседлывает, на коня накладает потничек, потничек
он кладет шелковенький,
а на потничек - подпотничек,
на потничек седелышко черкасское,
черкасское седелышко недержано,
подтягивал двенадцать тугих подпругов,
тринадцатый для-ради крепости,
чтобы в чистом поле конь спод седла не выскочил,
добра молодца в поле не выронил;
а стремяночки подкладывал булатные,
пряжечки то красна золота,
да не для красы-угожества,
ради крепости все богатырскоей:
шелковы подпруги тянутся - не рвутся,
да булат железо гнется – не ломается,
пряжечки то красна золота,
они мокнут да не ржавеют.
И садится на добра коня:
видели добра молодца сядучи,
да не видели удалого поедучи".

  Скачка :
"Скакал он выше леса стоячего,
чуть пониже облака ходячего,
с горы на гору перескакивал,
реки-озера перескакивал,
широки-раздолья промеж ног пущал".

Слайд 22

  Стрельба из лука:
"Вынимал он из налучна тугой лук,
из колчана вынимал

Стрельба из лука: "Вынимал он из налучна тугой лук, из колчана вынимал
калену стрелу,
и берет он тугой лук в руку левую,
калену стрелу во правую,
накладывает стрелочку каленую
на тетивочку шелковую;
натянул он тугой лук за ухо,
калену стрелу семи четвертей:
заскрипели полосы булатные,
и завыли рога у туга лука,
спела тетивочка шелковая,
полетела стрелочка каленая".
Ловкость молодца в чистом поле:
"А кидает он палицу булатную под облако под ходячее;
Одной рукой подхватывает, как пером лебединым поигрывает".

 

Слайд 23


  Вопросы неизвестному приезжему богатырю:
"Ты откудова, удалый добрый молодец,
ты коей земли,

Вопросы неизвестному приезжему богатырю: "Ты откудова, удалый добрый молодец, ты коей земли,

коей орды,
коего отца, матери,
как тебя по имени зовут,
нарекают по изотчине"?
Приезд богатыря:
Богатырь 
"привязывает добра коня у того ли столба точеного,
у того кольца золоченого,
заходит в палаты белокаменны,
крест кладет да по писаному,
поклон ведет да по ученому,
бьет челом да поклоняется на все на четыре на стороны
(такому-то) в особицу".

Слайд 24

 "Все то на пиру напивалися,
все на честном наедалися,
все на пиру

"Все то на пиру напивалися, все на честном наедалися, все на пиру
порасхвастались:
иной хвастает городами с пригородами,

Рябушкин А.П.  Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

иной хвастает золотой казной,
иной хвастает добрым конем,
разумный хвалится родной матушкой,
безумный хвастает молодой женой"

Пир у князя Владимира

Слайд 25

Основные композиционные приёмы
Противопоставление (антитеза)
Утроение эпизодов
Повторение общих мест
Замедление действия (ретардация)

Основные композиционные приёмы Противопоставление (антитеза) Утроение эпизодов Повторение общих мест Замедление действия (ретардация)

Слайд 26

Главный художественный прием - гипербола

Основан на преувеличении тех или иных свойств изображаемого

Главный художественный прием - гипербола Основан на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета
предмета

Слайд 27

Особенности языка

Постоянные эпитеты
«матушка святая Русь",
"стольный Киев-град",
«богатырь удалый»
"дорога прямоезжая",
"гусельки яровчаты". 
Тавтологические

Особенности языка Постоянные эпитеты «матушка святая Русь", "стольный Киев-град", «богатырь удалый» "дорога
повторы
«черным- черно»
«много-множество»
Синонимические повторы
«злодей-разбойник»
«драться-ратиться»
Параллелизмы
Подхват (повтор последних строк предыдущей строки в начале последующей)

Слайд 28

Рассказали мы про дела старые.  Что Про старые, про бывалые,  Чтобы море синее

Рассказали мы про дела старые. Что Про старые, про бывалые, Чтобы море
успокоилось,  Чтобы добрые люди послушались,  Чтобы молодцы призадумались,  Что века не меркнет слава русская
Имя файла: Былина-как-вид-фольклора.pptx
Количество просмотров: 172
Количество скачиваний: 1