Цветовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание

Слайд 2

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по
тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.

Слайд 3

Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель

Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель “из
“из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича, “два жёлтых кусочка сахару”.
В романе в основном грязно-жёлтые тона, что означает цвет душевного расстройства, болезни.

Слайд 4

Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет

Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет
множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.
Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.

Слайд 5

В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий

В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески
по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница.
Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый.
Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.

Слайд 6

В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он

В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он всегда
всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.

Слайд 7

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона
крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.

Слайд 8

“Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка,

“Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с
с замечательными голубыми глазами”. Софья – значит мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз.

Слайд 9

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели они

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели они холодно,
холодно, пристально и вдумчиво”. Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.

Слайд 10

Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет –

Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка,
загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.

Слайд 11

Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то

Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же
же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Имя файла: Цветовая-символика-в-романе-Ф.М.Достоевского-«Преступление-и-наказание».pptx
Количество просмотров: 228
Количество скачиваний: 1