Догмат: первородный грех

Содержание

Слайд 2

Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над

Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними.
ними.

Слайд 3

Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так

Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так
как на нем основан ряд других догматов.

Слайд 4

Слово Божие учит нас, что в Адаме “все согрешили.”

Слово Божие учит нас, что в Адаме “все согрешили.”

Слайд 5

“Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и

“Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и
смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).

Слайд 6

“Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и

“Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и
число месяцев его у Тебя...” (Иов. 14:5-6).

Слайд 7

“вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя”

“вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя” (Псалом 50:7).
(Псалом 50:7).

Слайд 8

— Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва).

— Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва).

Слайд 9

Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая

Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев.
Церкви крестить младенцев.

Слайд 10

Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов, под председательством

Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов, под председательством
св. Киприана, постановил против еретиков следующее: “не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи.”

Слайд 11

“Послание восточных Патриархов” так определяет результат грехопадения. “Падший чрез преступление человек уподобился

“Послание восточных Патриархов” так определяет результат грехопадения. “Падший чрез преступление человек уподобился
бессловесным тварям, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, какую он получил от преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком; но он сохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать добро, убегать и отвращаться от зла” (Послание Восточн. Патриархов, член 14).

Слайд 12

В истории древней христианской Церкви отрицали наследственность греха Пелагий и его последователи

В истории древней христианской Церкви отрицали наследственность греха Пелагий и его последователи (ересь пелагиан).
(ересь пелагиан).

Слайд 13

Пелагий утверждал, что каждый человек только повторяет грех Адама, заново совершая

Пелагий утверждал, что каждый человек только повторяет грех Адама, заново совершая свое
свое личное впадение в грех и своей слабой волей следуя примеру Адама; природа же его осталась такой же, как и сотворена, невинной и чистой, как у первозданного Адама, причем болезни и смерть свойственны этой природе от сотворения, а не являются следствиями первородного греха.

Слайд 14

С большой силой и доказательностью выступил против Пелагия св. Августин. Он привел: а) свидетельства

С большой силой и доказательностью выступил против Пелагия св. Августин. Он привел:
Божественного Откровения о первородном грехе, б) учение древних пастырей Церкви, в) древний обычай крестить младенцев, как следствие всеобщей и наследственной греховности людей.

Слайд 15

Однако Августин не избежал противоположной крайности, проведя мысль, что в падшем человеке

Однако Августин не избежал противоположной крайности, проведя мысль, что в падшем человеке
совсем уничтожена самостоятельная свобода к добру, если ему не придет на помощь благодать Божия.

Слайд 16

Из этой полемики на Западе впоследствии образовались два направления, причем по линии

Из этой полемики на Западе впоследствии образовались два направления, причем по линии
одного пошло римо-католичество, по линии другого — протестантство.

Слайд 17

Римо-католические богословы считают следствием грехопадения отнятия от людей сверхъестественного дара благодати Божией,

Римо-католические богословы считают следствием грехопадения отнятия от людей сверхъестественного дара благодати Божией,
после чего человек остался в своем “естественном” состоянии; его природа не повреждена, а только пришла в замешательство: именно, плоть, телесная сторона, взяла перевес над духовной; первородный грех состоит в том, что на всех людей переходит вина перед Богом Адама и Евы.

Слайд 18

Другое направление на Западе видит в первородном грехе совершенное извращение человеческой природы

Другое направление на Западе видит в первородном грехе совершенное извращение человеческой природы
и порчу ее до самой глубины ее, в самых основах (взгляд, принятый Лютером и Кальвином).

Слайд 19

Что касается новейших сект протестантства, то, эти секты дошли до полного отрицания

Что касается новейших сект протестантства, то, эти секты дошли до полного отрицания первородного наследственного греха.
первородного наследственного греха.

Слайд 20

У пастырей Восточной Церкви не встречалось недоумений, как вообще по поводу учения

У пастырей Восточной Церкви не встречалось недоумений, как вообще по поводу учения
о наследственном прародительском грехе, так, в частности, по вопросу о следствиях этого греха для падшей природы человека.

Слайд 21

Православное богословие не принимает крайностей учения блаженого Августина. Но ему также чужда

Православное богословие не принимает крайностей учения блаженого Августина. Но ему также чужда
и богословская римо-католическая точка зрения, отличающаяся явным юридическим, формальным характером.

Слайд 22

В основе римо-католического учения лежит: а) понимание греха Адамова, как бесконечно великого оскорбления

В основе римо-католического учения лежит: а) понимание греха Адамова, как бесконечно великого
Бога; б) за оскорблением последовал гнев Божий; в) гнев Божий выразился в отнятии сверхъестественных даров благодати Божией; г) отнятие благодати повлекло за собой подчинение духовного начала плотскому началу и углублению в грех.

Слайд 23

Отсюда особое понимание искупления, совершенного Сыном Божиим: чтобы восстановить нарушенный порядок, нужно

Отсюда особое понимание искупления, совершенного Сыном Божиим: чтобы восстановить нарушенный порядок, нужно
было, прежде всего, удовлетворить за нанесенное оскорбление Богу и таким образом снять вину человечества и наказание, тяготевшее над ним.

Слайд 24

Православным богословием воспринимаются следствия прародительского греха по иному.

Православным богословием воспринимаются следствия прародительского греха по иному.

Слайд 25

Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал

Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал
невосприимчив к открытой для него благодати Божией, перестал слышать обращенный к нему Божественный голос, и это повело к дальнейшему укоренению в нем греха.

Слайд 26

Однако Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно

Однако Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно
избранный народ, — и из этого народа вышли великие праведники, как Моисей, Илия, Елисей и позднейшие пророки.

Слайд 27

Апостол Павел в XI главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных

Апостол Павел в XI главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных
праведников, говоря о них, что это “те, которых весь мир не был достоин”; все они усовершались не без дара свыше, не без благодати Божией.

Слайд 28

В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде:

В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде:
“Сей, обрел благодать пред Богом и молил, (чтобы) найти жилище Богу Иакова” (Деян. 7:46), т. е. создать Ему храм.

Слайд 29

Величайший из пророков св. Иоанн Предтеча “Духа Святого” исполнился “еще от чрева

Величайший из пророков св. Иоанн Предтеча “Духа Святого” исполнился “еще от чрева матери своей” (Лк. 1:15).
матери своей” (Лк. 1:15).

Слайд 30

Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей

Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей
смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, т. е. до воскресения и вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное.

Слайд 31

Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве

Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве
плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие.

Слайд 32

Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова

Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова
гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16).

Слайд 33

Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще.

Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще.

Слайд 34

Словом “плоть” в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни

Словом “плоть” в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни
во Христе: “рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть.”

Слайд 35

Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет

Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет
свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава).

Слайд 36

Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная

Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная
склонность, ставшая его духовной болезнью.
Имя файла: Догмат:-первородный-грех.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0