Эрьзя по имени эрзи

Содержание

Слайд 2

В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был

В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан
связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ.
К. Г. Абрамов.

Слайд 3

Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин?
Бездна

Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен
сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен…
Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей.
Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!

С. Д. Эрьзя

Слайд 4

Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к

Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к
вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий.
Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.

Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.

Слайд 5

Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда:
дата рождения: 1876

Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876
г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.

Слайд 6

Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из

Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого
другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки , сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством.
Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать.

Родители

Слайд 7

Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с

Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих
лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой…

ПОРТРЕТ МАТЕРИ

Слайд 8

ПОРТРЕТ ОТЦА

Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым

ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой,
навесом И сморщенной, нахмуренной корой…
Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.

Слайд 9

В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву

В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего
старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи.

Первые уроки

Слайд 10

Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные

Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания,
искания, яркую и сильную художественную индивидуальность.

Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать и преклоняться перед этим гениальным творением природы.

Л. Савчиц.

Слайд 11

Эрьзя ожил в творчестве своем

А сегодня было воскрешенье -

Озаренье, свежесть,

Эрьзя ожил в творчестве своем А сегодня было воскрешенье - Озаренье, свежесть,
изумленье, Восхищенье в Эрьзе мы найдем!

Слайд 12

ЕВА

…спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На

ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову
крыло струящихся волос…
А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла…
К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!

Слайд 13

Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах…
И за

Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых,
каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь?
Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей.

КРАСИВЕЙШАЯ

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ

Слайд 14

ОБНАЖЕННАЯ

Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила

ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая
на порог…
Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув.
Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!

Слайд 15

СТАРИК МОРДВИН

ПОРТРЕТ МОРДОВКИ

ЖЕНСКАЯ ФИГУРА

СТАРИК МОРДВИН ПОРТРЕТ МОРДОВКИ ЖЕНСКАЯ ФИГУРА

Слайд 16

ПОРТРЕТ МАТЕРИ

ПОРТРЕТ ОТЦА

СТАРИК МОРДВИН

ПОРТРЕТ МАТЕРИ ПОРТРЕТ ОТЦА СТАРИК МОРДВИН

Слайд 17

МОИСЕЙ

КАЛИПСО

КАПРИЗ

МОИСЕЙ КАЛИПСО КАПРИЗ

Слайд 18

ПЛАМЕННЫЙ

СПЯЩАЯ МАТЬ

ПЛАМЕННЫЙ СПЯЩАЯ МАТЬ

Слайд 19

МАТЬ С РЕБЕНКОМ

Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится

МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка…
дыша,
До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой –
Это дом его – его спасенье…
Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства –
Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!

Слайд 20

АВТОПОРТРЕТ

АВТОПОРТРЕТ

Слайд 21

ХРИСТОС

ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ

Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди

ХРИСТОС ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И
ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец…

Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА

Слайд 22

Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его

Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его
имя и обладающий самой большой коллекцией его скульптур.

Слайд 23

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ ( НЕФЕДОВА)
1876 г. 27

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ ( НЕФЕДОВА) 1876 г.
октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.

Слайд 24

1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве.
1957 г.

1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве. 1957
Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.
1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер.

1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.

Имя файла: Эрьзя-по-имени-эрзи.pptx
Количество просмотров: 247
Количество скачиваний: 1