Содержание
- 2. Основные черты Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до
- 3. Причины своеобразия восточной культуры Климат и география. Традиционализм культуры. Громадная роль религии в общественной и индивидуальной
- 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Религия и философия в Древней Индии Цивилизация Древней Индии сложилась в результате синтеза
- 5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ведийский период Всего выделяют четыре сборника Вед: - Ригведа, включающая 1028 гимнов. -
- 6. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ведийский период. Брахманизм. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но
- 7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Классический период Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность
- 8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Классический период Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных учений. Главный труд этой
- 9. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Классический период Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений,
- 10. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Индуистский период Ранний период индуизма представлен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна", где описывается
- 11. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Выводы. Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как равнодушное отношение
- 12. Философия Древнего Китая По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа:
- 13. Философия Древнего Китая. В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная
- 14. Философия Древнего Китая. Даосизм. Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и
- 15. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.
- 16. Философия Древнего Китая. Моизм. Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до
- 17. Философия Древнего Китая. Мин-цзя (школа имён). Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.
- 18. Философия Древнего Китая. Фа-цзя (Легисты). Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры. Легисты Шан
- 19. Философия древнего востока о человеке
- 20. Философия Древнего Египта и Вавилона Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте,
- 22. Скачать презентацию
Слайд 2Основные черты
Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в
Основные черты
Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в
размытость границ между философским и религиозным дискурсами;
ярко выраженный иррационализм;
приоритет онтологической проблематики над гносеологической;
интровертность мышления;
отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Слайд 3Причины своеобразия восточной культуры
Климат и география.
Традиционализм культуры.
Громадная роль религии в общественной и
Причины своеобразия восточной культуры
Климат и география.
Традиционализм культуры.
Громадная роль религии в общественной и
Особенности антропологии и психологии людей Востока.
Особенности восточного мышления:
- оно более интровертно, чем западное мышление;
- оно скорее эмоционально-образное, чем логическое;
- разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила;
- для восточного мышления не характерен антропоцентризм.
Слайд 4ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Религия и философия в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Религия и философия в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии
Особенные черты: * Жесткая кастовая социальная структура. * Интеллектуальная и религиозная пассивность людей. * Интровертный характер религиозности * Приоритет иррационального над рациональным.
В истории индийской философии выделяют три периода:
*Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).
*Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.).
*Индуистский (с 1000 года н.э.).
Слайд 5ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Ведийский период
Всего выделяют четыре сборника Вед:
- Ригведа, включающая
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Ведийский период
Всего выделяют четыре сборника Вед:
- Ригведа, включающая
- Самаведа, содержащая религиозные предписания.
- Яджурведа, состоящая из Белой и Чёрной Яджурведы.
- Атхархаведа, содержащая более 700 заговоров на все случаи жизни.
Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии.
Слайд 6ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ведийский период.
Брахманизм.
Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ведийский период.
Брахманизм.
Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая
Первоосновами Брахмана выступают: * Пространство. * Движение. * Закон.
Слайд 7ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Классический период
Этот период представлен учениями и школами, появившимися как
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Классический период
Этот период представлен учениями и школами, появившимися как
Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало).
Йога представляет собой систему способов и средств, позволяющих пуруше освободиться от материи и достичь состояния мокши.
Слайд 8ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Классический период
Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных учений.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Классический период
Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных учений.
Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы.
Слайд 9ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Классический период
Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Классический период
Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь
Сущность учения Будды:
* Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полное освобождение, нирвана.
Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов.
Слайд 10ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Индуистский период
Ранний период индуизма представлен в эпосах "Махабхарата"
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Индуистский период
Ранний период индуизма представлен в эпосах "Махабхарата"
По мере развития индуизма Брахма уступает центральное место Вишну, который отождествляется с космической душой. Складывается концепция майи Вишну. Майя - это присущая Вишну энергия, материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир. Вселенная рассматривается как иллюзорное проявление майи. Шива символизирует единство аскетического и эротического начал. Хотя Шива и представляет функцию разрушения, эта функция имеет творческий аспект. В мире непрерывных изменений разрушение предшествует творению и обуславливает его.
Слайд 11ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Выводы.
Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Выводы.
Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как
Слайд 12Философия Древнего Китая
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось,
Философия Древнего Китая
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось,
В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.
Слайд 13Философия Древнего Китая.
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао
Философия Древнего Китая.
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао
В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.
Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.
Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:
- Даосизм
- Конфуцианство
- Моизм
- Мин-цзя
- Фа-цзя
Слайд 14Философия Древнего Китая.
Даосизм.
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира,
Философия Древнего Китая.
Даосизм.
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира,
Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.
Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию «недеяния» («невмешательства»)
Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Слайд 15Философия Древнего Китая.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах
Философия Древнего Китая.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах
Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: жестокости, грубости, разбоя, жадности.
В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».
Слайд 16Философия Древнего Китая.
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в
Философия Древнего Китая.
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.
Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.
Слайд 17Философия Древнего Китая.
Мин-цзя (школа имён).
Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках
Философия Древнего Китая.
Мин-цзя (школа имён).
Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках
Идеей последователей Мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь).
Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления.
Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.
Слайд 18Философия Древнего Китая.
Фа-цзя (Легисты).
Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей
Философия Древнего Китая.
Фа-цзя (Легисты).
Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей
Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости , братской любви и так далее…
Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо: Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
Карать жёстко, внушая трепет
Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.
Слайд 19Философия древнего востока о человеке
Философия древнего востока о человеке
Слайд 20Философия Древнего Египта и Вавилона
Первые философские представления стали складываться в Древнем
Философия Древнего Египта и Вавилона
Первые философские представления стали складываться в Древнем
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов:
- с одной стороны – космогонической мифологии;
- с другой – научных знаний.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.