Франческо Борромини

Содержание

Слайд 2

Барокко в архитектуре

Центром развития нового искусства
барокко на рубеже XVI— XVII столетий
был Рим.

Барокко в архитектуре Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI— XVII

Барокко (от итальянского «причудливый,странный»).
Начало формированию нового стиля
положил скульптор, архитектор и
живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564).

Слайд 3

Микеланджело построил во Флоренции капеллу
Медичи.

Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи.

Слайд 4

Наиболее видными мастерами барокко 17 века были:
Л. Бернини (1598-1680) и Ф.

Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598-1680) и Ф.
Борромини (1599-1667).
Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же
духовный наследник Микеланджело; его произведения
характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами,
подчёркнутой динамикой масс и пространств. Приёмы, которыми
пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи,
имели общие характерные черты:
- нарочитая усложнённость;
- изломы и изгибы форм;
- насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Слайд 5

Вся эстетика барокко основана на преувеличенном
пафосе, стремлении поразить воображение.
Для барокко характерна

Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Для барокко
сложность не только архитектурной
пластики, но и пространственных построений.
И всё же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, - это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа;
стиль барокко – это в конечном счёте апофеоз богатства.
В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.

Слайд 6

Католический храм – собора Св. Петра в Риме.

Католический храм – собора Св. Петра в Риме.

Слайд 7

В 18 в. В разных странах Европы барокко переходит в стиль
рококо (от

В 18 в. В разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо
французского «рокайль»; в орнаментации этого стиля
были излюбленными мотивы морских раковин).
В отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность.

Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

Слайд 8

Характеристика творчества Франческо Борромини

Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini, 25 сентября 1599, Биссоне,

Характеристика творчества Франческо Борромини Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini, 25 сентября 1599,
Тичино — 2 августа 1667, Рим).
Великий итальянский архитектор, представитель раннего барокко.

Слайд 9

Коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом

Коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом

Слайд 10

Внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637)

Внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637)

Слайд 11

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане.

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане.

Слайд 12

Купол Сан-Карло

Купол Сан-Карло

Слайд 13

Сан-Карло

Сан-Карло

Слайд 14

К вершинам творчества Борромини относится церковь Сант Иво алла Сапиенца римского университета ордена

К вершинам творчества Борромини относится церковь Сант Иво алла Сапиенца римского университета
иезуитов в Риме (1642—1660).

Слайд 15

Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной

Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной
барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом. При изрядной доле фантазии можно представить себе, что каменная пчела погрузила голову в цветок, выставив на обозрение брюшко с жалом.
Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. Каждый архитектурный мотив в нем продолжается по всему зданию до самой верхней точки купола.

Церковь Сант Иво алла Сапиенца

Слайд 16

Купол церкви Сан Иво алла Сапиенца

Шестиконечная звезда излюбленный мотив
Борромини - представляет

Купол церкви Сан Иво алла Сапиенца Шестиконечная звезда излюбленный мотив Борромини -
собой невидимое
центральное ядро, на котором основан план
Сант-Иво. Шесть точек в местах пересечения
двух треугольников использовались
Борромини как исходные пункты в его
проектах. Вершины идеально точного
шестиугольника, образованные ими, он
превратил в шесть ниш, которые направляют
движение основных элементов архитектурной
композиции вверх, в раковину покрытого
золотыми звездами купола. Благодаря этому
купол неразрывно связан со всем интерьером.

Слайд 17

Реставрация интерьера базилики Сан-Джованни ин Латерано

Реставрация интерьера базилики Сан-Джованни ин Латерано

Слайд 18

Церковь Сант-Аньезе на Пьяцца Навона

Церковь Сант-Аньезе на Пьяцца Навона

Слайд 19

Церковь Сант-Аньезе на Пьяцца Навона

Фасад вогнут так, будто он прогибается под

Церковь Сант-Аньезе на Пьяцца Навона Фасад вогнут так, будто он прогибается под
напором огромного пространства площади, протяженность которой контрастирует с высотой купола, обрамленного двумя колокольнями.
Созданный Борромини тип купольной церковной постройки с двумя колокольнями получил широкое распространение в западноевропейской архитектуре XVII-XVIII веков.

Слайд 20

Традиционные средства Борромини - результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца.

Традиционные средства Борромини - результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца.

Борромини похож на человека, молящего и взывающего к спасению, он знает, о чем молит, поэтому полон горячности, но не знает, обретет ли спасение. Все его творчество подчинено этому тревожному ожиданию, мгновенное уменьшение напряжения может привести к падению.