Слайд 2Художественное наследие Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо
![Художественное наследие Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-1.jpg)
высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.
Слайд 4Тематика работ Лермонтова-художника
По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть
![Тематика работ Лермонтова-художника По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-3.jpg)
разбиты на несколько групп:
1) военная тема (она преобладает);
2) пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значит. место среди его рисунков; среди акварелей их немного);
3) портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках;
4) карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей; большая часть карикатур пока не расшифрована);
5) жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);
6) наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из них маленькими шедеврами;
7) иллюстрации — самая небольшая группа рисунков поэта. Среди них — несколько автоиллюстраций: к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и на полях «Сашки», рисунок на автографе стихотворения «На севере диком…», а также 4 иллюстрации к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-бек». Сюда следует добавить 5 акварелей.
Слайд 5Живописные произведения Лермонтова
не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства,
![Живописные произведения Лермонтова не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-4.jpg)
но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта.
Слайд 6Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью
![Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-5.jpg)
людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров.
Слайд 7 Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место,
![Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-6.jpg)
как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа.
Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.
Слайд 8 Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в
![Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-7.jpg)
ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
Слайд 9М.Ю. Лермонтов. Тифлис.
Масло. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Масло. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-8.jpg)
Слайд 10 Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и
![Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-9.jpg)
в поэтическом творчестве Лермонтова.
Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»
Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».
Слайд 11М.Ю. Лермонтов. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-10.jpg)
Слайд 12М.Ю. Лермонтов.
Сцена из кавказской жизни.
Масло. 1838
![М.Ю. Лермонтов. Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-11.jpg)
Слайд 13М.Ю. Лермонтов.
Крестовый перевал.
Масло. 1837–1838
![М.Ю. Лермонтов. Крестовый перевал. Масло. 1837–1838](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-12.jpg)
Слайд 14 Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными
![Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-13.jpg)
впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Слайд 15М.Ю. Лермонтов. Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло. 1837–1838
![М.Ю. Лермонтов. Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло. 1837–1838](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-14.jpg)
Слайд 16М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
Автолитография, раскрашенная акварелью.
![М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-15.jpg)
1837–1838
Слайд 17М.Ю. Лермонтов. При Валерике. Похороны убитых.
Акварель. 1840
![М.Ю. Лермонтов. При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-16.jpg)
Слайд 18 Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах
![Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-17.jpg)
Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Слайд 19М.Ю. Лермонтов.
Перестрелка в горах Дагестана.
Масло. 1840–1841
![М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840–1841](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-18.jpg)
Слайд 20М.Ю. Лермонтов.
Вид Пятигорска.
Масло. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Вид Пятигорска. Масло. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-19.jpg)
Слайд 21М.Ю. Лермонтов.
Воспоминание о Кавказе.
Масло. 1838
![М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-20.jpg)
Слайд 22М.Ю. Лермонтов.
Кавказский вид с Эльбрусом.
Масло. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-21.jpg)
Слайд 23М.Ю. Лермонтов. Черкес.
Масло. 1838
![М.Ю. Лермонтов. Черкес. Масло. 1838](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-22.jpg)
Слайд 24В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под
![В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-23.jpg)
именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин – друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда в замечательной акварели.
Слайд 25М.Ю. Лермонтов. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда. Акварель. 1841
![М.Ю. Лермонтов. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда. Акварель. 1841](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-24.jpg)
Слайд 26М.Ю. Лермонтов. Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары.
Карандаш. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-25.jpg)
Слайд 27М.Ю. Лермонтов.
Пляска грузинок на плоской кровле.
Итальянский карандаш. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-26.jpg)
Слайд 28М.Ю. Лермонтов.
Тифлис. Метехский замок.
Карандаш. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Метехский замок. Карандаш. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-27.jpg)
Слайд 29М.Ю. Лермонтов.
Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила. 1832–1834
![М.Ю. Лермонтов. Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила. 1832–1834](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-28.jpg)
Слайд 30М.Ю. Лермонтов.
Черкес, стреляющий на скаку.
Карандаш. 1832–1834
![М.Ю. Лермонтов. Черкес, стреляющий на скаку. Карандаш. 1832–1834](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-29.jpg)
Слайд 31М.Ю. Лермонтов. Всадники, спускающиеся с крутого склона к воде.
Карандаш. 1832–1834
![М.Ю. Лермонтов. Всадники, спускающиеся с крутого склона к воде. Карандаш. 1832–1834](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-30.jpg)
Слайд 32М.Ю. Лермонтов. Всадник в восточном костюме со знаменем.
Сепия. 1836
![М.Ю. Лермонтов. Всадник в восточном костюме со знаменем. Сепия. 1836](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-31.jpg)
Слайд 33М.Ю. Лермонтов.
Кавказский вид с арбой.
Карандаш. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с арбой. Карандаш. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-32.jpg)
Слайд 34М.Ю. Лермонтов. Вид Бештау близ Железноводска. 1837
![М.Ю. Лермонтов. Вид Бештау близ Железноводска. 1837](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-33.jpg)
Слайд 35 Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную
![Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-34.jpg)
тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках. Тайнопись – это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой.
Слайд 36 Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую
![Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322183/slide-35.jpg)
и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»