Слайд 2ТРАДИЦИИ У КАЖДОГО СВОИ.
Традиция – слово не русское, оно переводится с латинского
как слово «передача», то есть традиция это, то что передается от одного поколения к другому. Есть традиции которые возникли давным- давно и сохранились до наших дней.
Слайд 3
Рассказывают, жил в древние времена мастер. Мечтал он о таком
искусстве, которое стало
бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилось в нём красота земли русской. Так появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство.
Слайд 4Промысел зародился в окрестностях
Города Нижнего Новгорода.
Здесь находится село с веселым
названием Хохлома.
Поэтому и посуда называется хохломской.
Слайд 5Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым.
Засияла,
поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? Хохлома.
Слайд 6Процесс изготовления посуды
Вытачивание изделий на станке
Слайд 72. Покрывают тонким слоем глины
Слайд 83. Покрывают специальным составом
для деревянных поверхностей (олифят).
4. Лудят – покрывают алюминиевым
порошком
Слайд 95. Покрывают цветным лаком.
Хохломской ковш-лебедь перед росписью (покрыт цветным лаком).
Слайд 10
6. Мастер кистью наносит рисунок, затем изделие вновь
пропитывается олифой и закаливалось
в печи.
Слайд 117. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется
этот восхитительный блеск.
Слайд 12ТОЧКИ РАСЦВЕТА НАРОДНЫЙ РУССКИЙ ПРОМЫСЕЛ ДОСТИГ В XVIII ВЕКЕ.
Этот период был
действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла. Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:
Слайд 13ТРАВНЫЙ РИСУНОК.
Такой узор является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с
луговыми травами в поле. Основа рисунка — это витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, художник выписывает мелкие ягодки, колоски, горошек.
Слайд 14РИСУНОК «ПОД ЛИСТОК» ИЛИ «ПОД ЯГОДКУ».
В отличие от тонкой «травки», такой орнамент
выполняется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков, тычком кисти мастер наносит ягоды. Такой орнамент считается стилизованным, так как художник в особой манере переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными «участниками» такого хохломского орнамента является крыжовник, земляника, гроздья смородины, ромашки, колокольчики. Они располагаются группами, раскидываясь вдоль витиеватого стебля, округлость орнаменту придают вплетения листочков. Именно такой стиль допускает использование более разнообразной палитры с добавлением желтого, зеленого, коричневого, белого.
Слайд 15ОРНАМЕНТ «ПРЯНИК».
Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это
может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.
Слайд 16КРОМЕ ВЕРХОВОГО ПИСЬМА, ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ФОНОВОЙ. ИЗ НАЗВАНИЯ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО,
ЧТО ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ РИСУНКА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАНОСИТЬСЯ ФОН. КАК ПРАВИЛО, ЭТО КРАСНЫЙ ИЛИ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ, А ВОТ РИСУНОК НА НЕМ ОСТАЕТСЯ ЗОЛОТЫМ. ТАКОЙ ВИД ПИСЬМА ДЕЛИТСЯ НА ДВА ВИЛА: РОСПИСЬ КУДРИНА ИЛИ «ПОД ФОН».
Слайд 17ТЕХНИКА «ПОД ФОН»
Сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие
изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия. Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.
Слайд 18РОСПИСЬ ХОХЛОМСКИХ ИЗДЕЛИЙ НЕПОВТОРИМА
Слайд 22Элементы хохломской росписи
«осочки»
«завиток»
«капельки»
«кустики»
Слайд 23ТРАВИНОЙ ОРНАМЕНТ УЗОР «ЛИСТОЧКИ»