Художественное выжигание по древесине

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ ВЫЖИГАНИЯ
Выжиганием по дереву, или пирографией, люди занимаются уже не одну

ИСТОРИЯ ВЫЖИГАНИЯ Выжиганием по дереву, или пирографией, люди занимаются уже не одну
сотню  лет. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскаленной кочергой. Произошел он от греческого pyr, что означает «огонь », и graphos, что означает «письмо». .
Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась пирография.
В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.

Слайд 3

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране,

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране,
как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.  Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.  Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.     В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.  
С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

Слайд 4

Выжигание по дереву – одно из популярнейших народных ремесел, глубоко связанное с

Выжигание по дереву – одно из популярнейших народных ремесел, глубоко связанное с
традициями народного творчества. Зародилось искусство декоративного выжигания вместе с остальными видами декоративной обработки древесины: резьбой, точением, живописью по дереву. В наши дни выжигание используется и как самостоятельный прием декорирования деревянных изделий, и в сочетании с другими декоративными приемами.
Выжиганием можно получать очень красивые декоративные эффекты и оформлять таким образом мебель, всевозможные  шкатулки, тарелки, разделочные доски, хлебницы и т.д. Кроме того, с помощью выжигания можно сделать великолепные сувениры, которые станут изюминкой дизайна интерьера в этно-стиле.

Слайд 5

Для выжигания используется специальный прибор – электровыжигатель. Рабочий элемент электровыжигаетеля – ручка

Для выжигания используется специальный прибор – электровыжигатель. Рабочий элемент электровыжигаетеля – ручка
с металлическим пером на конце (4). Перо (штифт) изготавливается из нихромовой проволоки различной толщины. Подбирая толщину пера, можно добиваться различной толщины линий в узорах
Электровыжигатели:
1 – корпус; 2 – соединительный шнур; 3 – ручка со шнуром; 4 – перо (штифт); 5 – регулятор накала
Перо выжигателя раскаляется до очень высокой температуры, поэтому при работе обязательно следует соблюдать технику безопасности и не допускать соприкосновения частей одежды или волос с пером выжигателя!

Слайд 6

Порядок работы при выжигании по дереву
Для выжигания необходимо, в первую

Порядок работы при выжигании по дереву Для выжигания необходимо, в первую очередь,
очередь, подобрать подходящую древесину. Лучше всего для выжигания подходят: липа, береза, ольха, тополь, каштан. Эти породы достаточно мягкие, светлые и имеют более однородную структуру волокон. В качестве основы можно также использовать фанеру – она наиболее подходит для новичков благодаря своей дешевизне.
Перед выжиганием поверхность дерева обязательно обрабатывают: циклюют, зачищают наждачной шкуркой. Древесина должна быть обязательно сухой перед началом выжигания. Далее на поверхность наносят необходимый узор. Это можно сделать при помощи обычной копировальной бумаги.
Кроме того, можно наклеить на основу папиросную бумагу с нанесенным на нее рисунком. По мере выжигания бумага удаляется. Такой способ предохраняет обрабатываемую поверхность от загрязнения

Слайд 7

Ручку выжигателя следует брать как обычный карандаш. С помощью регулятора температуры необходимо

Ручку выжигателя следует брать как обычный карандаш. С помощью регулятора температуры необходимо
установить требуемую степень накала пера и можно приступать к работе. Определить готовность пера к работе можно по его цвету – цвет должен быть темно-красным.
Для получения тонких линий перо выжигателя следует вести быстро, для получения толстых – более медленно. Нельзя слишком сильно прижимать перо к поверхности древесины, слишком замедлять ход пера. По окончанию ведения линии перо следует быстрым движением оторвать от поверхности.
Выжигать следует одновременно несколько разных участков. Это необходимо для того, чтобы избежать появления промежуточных прожигов, которые образуются из-за сильного нагрева древесины при выжигании соседних участков узора. Поэтому необходимо возвращаться к выжиганию соседних участков лишь спустя некоторое время – чтобы древесина успела остыть.
Меняя наклон и накал пера, можно получить различные по толщине и цвету линии: от светло-коричневых до темных. Однако слишком обугленные края выжженной канавки говорят о слишком высокой температуре пера.
Законченную работу следует очень осторожно обработать мелкозернистой наждачной бумагой. После этого работу можно расписать акварельными, масляными или акриловыми красками, покрыть воском или лаком.

Слайд 8

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ВЫЖИГАНИЯ
Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ВЫЖИГАНИЯ Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким
образом, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины.
Наиболее распространенным и простым является выжигание по контуру, когда линиями выжигают только контуры предмета (рис. 1).
Часто применяют силуэтное выжигание, пи котором силуэты людей, животных, растений, геометрических фигур или фон, на котором силуэты показаны, выжигают сплошь (рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2

Слайд 9

При выжигании изделия часто применяется декоративное выжигание, при котором сочно выжигаются

При выжигании изделия часто применяется декоративное выжигание, при котором сочно выжигаются контуры
контуры и также сочно показываются тени (рис.1). Наибольшая живопись достигается при выжигании с передачей оттенков светотени. Это наиболее трудный вид выжигания, требует умения
хорошо рисовать и большого опыта по выжиганию (рис. 2)
Рис.1 Рис. 2

Слайд 10

ПРИЁМЫ ВЫЖИГАНИЯ
Работа с помощью выжигателя напоминает рисование мягким коричневым карандашом. В зависимости

ПРИЁМЫ ВЫЖИГАНИЯ Работа с помощью выжигателя напоминает рисование мягким коричневым карандашом. В
от положения иглы, степени её накала, силы нажима на фанеру образуются выжженные точки круглой или овальной формы различной глубины или линии также различной толщины и глубины. Водить иглой следует не торопясь, плавно, без особого нажима. Тонкую линию проводят при слабом накале иглы, еле касаясь поверхности фанеры. Толстую, сочную линию проводят при более сильном накале иглы, с большим нажимом на фанеру. Толстую линию проводить постепенно не торопясь, увеличивая её толщину в несколько приёмов.
Осваивать технологию выжигания надо начинать с самых простых и небольших рисунков, лучше всего контурных и силуэтных. Только «набив руку» на простых рисунках, усвоив приёмы работы электровыжигателем, научившись «чувствовать материал» по которому ведётся выжигание , можно постепенно переходить к выжиганию более сложных рисунков.

Слайд 11

Осваивать технологию выжигания надо начинать с выжигания только точками. Из точек, непрерывно

Осваивать технологию выжигания надо начинать с выжигания только точками. Из точек, непрерывно
следующих одна за другой, составляются линии и отдельные штрихи. Такими точечными линиями можно показать контуры предметов, проводить штриховку. Выжженными точками можно заполнить силуэты или, наоборот, фон. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, на которую они выжигаются, можно очень хорошо показывать переходы от света к тени, добиваясь объёмности изображаемых предметов, их большей выразительности.
При выполнении точек перо следует держать перпендикулярно к поверхности заготовки.
Выжигание точками:
1 – контурная линия, состоящая из отдельных точек; 2 – заполнение фона точками; 3 – передача оттенков светотени точками разных размеров и глубины.

Слайд 12

Освоив точечное выжигание можно перейти на штриховое. Штрихи следует наносить точно

Освоив точечное выжигание можно перейти на штриховое. Штрихи следует наносить точно так
так же, как и карандашом, – очень легко, не надавливая на перо. В противном случае можно испортить работу выжженными пятнами, удалить которые очень сложно. При этом следует соблюдать одинаковое направление штриховки: слева направо или справа налево. Идеальный штрих – четкий, резкий и легкий. Кроме того, все штрихи должны быть расположены параллельно друг другу. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям. При выполнении штриховки и прямых линий перо следует держать под наклоном, как карандаш при рисовании.

Слайд 13

Боковые и торцевые кромки смонтированного изделия можно украсить с помощью выжигания. Кромки

Боковые и торцевые кромки смонтированного изделия можно украсить с помощью выжигания. Кромки
обычно выжигают на всю их ширину мелкими точками или раскалённую петельку пера электровыжигателя последовательно прикладывают к кромкам детали так, чтобы в результате получился рисунок или орнамент. Кромки изделия становятся более чёткими; кроме того, выжигание скрывает мелкие дефекты выпиливания.
Рис.1 Выжигание кромок деталей изделия

Слайд 14


ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мелкозернистой шлифовальной

ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Рисунки,
шкуркой. Рисунки, нанесенные способом глубокого выжигания, предварительно обрабатывают стальной щеткой, чтобы удалить толстый обуглившийся слой в глубоких местах. Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов. Зачистку производят только вдоль волокон древесины. Выжженный рисунок можно расписать акварельными или акриловыми красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.
Изделие, украшенное выжиганием можно покрыть светлым мебельным лаком. Лак наносится на поверхность изделия тонким слоем, параллельно направлению волокон древесины в один-два слоя, не очень жирно.
Рис.1 Окрашивание и раскрашивание изделий Рис.2 Лакирование поверхности изделия
из древесины водными растворами красителей 1 – пропитывание тампона лаком;
1 – окрашивание с помощью тампона; 2 – нанесение лака на изделие
2 – раскрашивание кисточкой
Органичное сочетание дерева и выжигания придают изделиям особый колорит и неповторимость.

Слайд 15

На предприятиях по выпуску художественных изделий выжиганием по дереву занимаются выжигальщики

На предприятиях по выпуску художественных изделий выжиганием по дереву занимаются выжигальщики и
и художники росписи. Выжигальщик переносит рисунки на изделие и проводит выжигание.
Художник росписи, кроме того, выполняет рисунки и дополнительную роспись после выжигания. Выжигальщики и художники росписи - люди высокого мастерства и умения.
На производстве готовые изделия лакируют с помощью лакировочных машин, лакировально-сушильных агригатов, погружением изделий в ванны с лаком. Эту работу выполняют лакировщики. Они загружают делали изделия для лакирования, контролируют и регулируют движение лака в машинах и ваннах, следят за равномерностью покрытия. При ручном лакировании лакировщик наносят лак на поверхность изделия кистью или с помощью распылителя.

Слайд 16

Выжигание по дереву, или пирография - это очень интересное творчество! Оно приносит радость как

Выжигание по дереву, или пирография - это очень интересное творчество! Оно приносит
детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.
Выжигание осуществляется не только по дереву, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры - ткани, коже, кости, пробки и др.
С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет -шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску, скалку и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

Слайд 17

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1.Включать электровыжигатель только с

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности: 1.Включать электровыжигатель только
разрешения учителя. Перед включением убери с рабочего места посторонние предметы
2.Периодически при выжигании проветривать помещение или работать при включённой вентиляции. 3. Выжигать можно только по сухой древесине. 4. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
5. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскалённого пера. 6. Если шнур или ручка вашего прибора нагреваются, а перо нагревается плохо или вообще не нагревается, выключите прибор и проверьте все соединения на предмет прочного контакта и доложите учителю.
7.Всегда выключайте ваш прибор, когда не работаете. Вы можете легко отвлечься и забыть, что он еще включен, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка пера не остынет.
8. Закончив работу, выключи прибор, вытащи вилку шнура из розетки, дайте прибору остыть.
Имя файла: Художественное-выжигание-по-древесине.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0