Икона тысячерукого бодхисаттвы Маньджушри, с тысячей чаш патра в руках

Содержание

Слайд 2

Место создания: Дуньхуан
Время создания: X в.
Материал: шелк, клеевые краски

Место создания: Дуньхуан Время создания: X в. Материал: шелк, клеевые краски

Слайд 3

Бодхисаттва Манджушри («Очаровывающий Красноречием») чрезвычайно популярен во всех странах, где распространен буддизм

Бодхисаттва Манджушри («Очаровывающий Красноречием») чрезвычайно популярен во всех странах, где распространен буддизм
Махаяны. Он владыка мудрости,вдохновляющий всех изучающих учение Будды и распространяющий его. Известно множество его форм.
В наиболее популярной Манджушри предстает как юный принц.

Слайд 4

Манджушри устраняет все разделения обликов, пребывает в самадхи "пустоты, отсутствия обликов и

Манджушри устраняет все разделения обликов, пребывает в самадхи "пустоты, отсутствия обликов и
желаний". Пребывает во Вратах Освобождения. Открывает дхармакая таковости, которое всегда радостно и чисто. Бодхисаттва Манджушри олицетворяет высшую мудрость, разум и волю, персонифицирует всеведение и осуществляет полную просветлённость.

Слайд 5

Бодхисаттва Манджушри легендарный сподвижник будды Гаутамы, является "Хранителем Рая на Востоке", покровитель

Бодхисаттва Манджушри легендарный сподвижник будды Гаутамы, является "Хранителем Рая на Востоке", покровитель
искусств и всех стремящихся к знаниям. Иногда его изображают с книгой – символом просвещения и с мечом, которым он рассекает тьму неведения.

Слайд 6

Манджушри также считают бодхисаттвой ясного слова, одна из наиболее популярных его форм

Манджушри также считают бодхисаттвой ясного слова, одна из наиболее популярных его форм
называется Манджугхоша , или Вагишвара – "Господин речи", "Владыка Ясного Слова". Ещё однин из его часто встречающихся титулов – Любящий Людей.
Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, способствует более глубокому постижению Дхармы.

Слайд 7

Как бодхисаттву, сопровождающего будду Амитабху, его изображают в положении стоя, светло-зелёного цвета;

Как бодхисаттву, сопровождающего будду Амитабху, его изображают в положении стоя, светло-зелёного цвета;
он держит лилию, которая символизирует отказ и отдаление от беспокоящих эмоций.Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие.

Слайд 8

В данной форме Манджушри изображается с тысячей рук, держащих чаши для подаяний,

В данной форме Манджушри изображается с тысячей рук, держащих чаши для подаяний,
в которых находятся фигурки Будды Шакьямуни. Подобная форма Манджушри изучена явно недостаточно, а посвященных ей (или хотя бы затрагивающих) работ западной буддологии крайне мало, а в отечественной их нет вовсе.
Прежде всего следует учесть индийское происхождение этой формы Манджушри, однако практически все ее известные иконографические образцы происходят с территории современного Китая, а их индийские или тибетские аналогии, по-видимому, не известны.

Слайд 9

Упоминания о несохранившихся изображениях Манджушри с тысячей рук содержатся в некоторых письменных

Упоминания о несохранившихся изображениях Манджушри с тысячей рук содержатся в некоторых письменных
памятниках, связанных с историей китайского искусства. Так, например, в«Записях о знаменитых картинах прошлых эпох», одном из самых значительных сочинений по истории и теории китайской живописи танской эпохи, составленных в 847 г. Чжан Яньюанем (ок. 815 – ок. 877), есть описание монастыря Цыэнь-сы в Чанъане, в котором говорится: «Под пагодой в южных воротах [росписи] Юйчи. Изображение Манджушри с тысячей чаш на западной стене [также] работа Юйчи»

Слайд 10

Большинство сохранившиеся до наших дней изображений тысячерукого Манджушри представлены в настенных росписях

Большинство сохранившиеся до наших дней изображений тысячерукого Манджушри представлены в настенных росписях
Дуньхуана, а две более поздние скульптуры бодхисаттвы в этой форме происходят из Тайюаня и Утайшаня.

Слайд 11

Данная форма возникла не спонтанно, по прихоти какого-то художника, а ее основой

Данная форма возникла не спонтанно, по прихоти какого-то художника, а ее основой
должен был служить некий текст, передающий определенного рода практику.
В настоящее время известен один такой источник – входящий в раздел тайного учения текст из дальневосточного собрания буддийской литературы. Возможной санскритской реконструкцией его китайского названия является: «Махаяна-йога-ваджра- свабхава-сагара-манджушри-сахасрахаста-сахасрапатра- махатантрараджа-сутра» – «Сутра великой царственной тантрыМанджушри с тысячей рук и тысячей чаш, океана алмазной йоги Великой колесницы». Это одно из самых объемных произведе ний эзотерического раздела, сопровождающееся анонимнымпредисловием, в котором сообщаются подробные сведения о передаче и об истории перевода этой тантры (ее санскритский оригинал в настоящее время не известен).

Слайд 12

Описание формы Манджушри с тысячей рук содержится всамом начале тантры, где говорится,

Описание формы Манджушри с тысячей рук содержится всамом начале тантры, где говорится,
что из золотого цвета тела бодхисаттвы Манджушри исходит тысяча рук и в тысяче рук – тысяча чаш. В тысяче чаш появляется тысяча Шакьямуни,а из тысячи Шакьямуни также появляется бесчисленное множество магически созданных Шакьямуни. Это описание в основных чертах соответствует рассмотренным вышеживописным памятникам и скульптуре из монастыря Чуншань-сы.

Слайд 13

Самые общие соображения о происхождении рассмотренной формы Манджушри

Во-первых,в некоторых буддийских текстах говорится

Самые общие соображения о происхождении рассмотренной формы Манджушри Во-первых,в некоторых буддийских текстах
о том, что всеми благими качествами буддовости, которыми обладает как сам Будда Шакьямуни, так и другие бесчисленные будды, они все обязаны Манджушри, являющегося «отцом и матерью» бодхисаттв и будд.Символом такой связи в этом случае служат чаши для подаяний с фигурками Будды Шакьямуни, которые держит Манджушри

Слайд 14

Во-вторых, в буддийском мире широко распространена и почитаема схожая форма другого великого

Во-вторых, в буддийском мире широко распространена и почитаема схожая форма другого великого
бодхисаттвы - тысячерукогоАвалокитешвары. В этом отношении вполне вероятно, что появление формы тысячерукого Манджушри было связано с уже существовавшей ранее формой тысячерукого Авалокитешвары: эти формы двух великих бодхисаттв, персонифицирующих мудрость (праджня) и сострадание (каруна) следует трактовать как основные и неотъемлемые качества следующих путем Махаяны, своеобразным образом «уравновешивали» друг друга.

Слайд 15

Соответственно, если признать справедливым или хотя быь небезосновательным высказанное выше предположение об

Соответственно, если признать справедливым или хотя быь небезосновательным высказанное выше предположение об
индийском (или центрально-азиатском) происхождении формы тысячерукого Манджушри, можно заключить, что в тантре из дальневосточного собрания буддийских текстов, а также в ряде произведений буддийского искусства, сохранились сведения как о самой этой форме, так и о соответствующей ей практике, неизвестные по каким-либо другим источникам
Имя файла: Икона-тысячерукого-бодхисаттвы-Маньджушри,-с-тысячей-чаш-патра-в-руках.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0