Русская литература на рубеже веков

Содержание

Слайд 2

Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков.

Великие гуманисты 19 века

Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков. Великие гуманисты 19 века
– Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи соборности, согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности.

Слайд 3

Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося в литературу

Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося в литературу
свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений, как русских, так и заимствованных.

Слайд 4

Понятие «серебряный век»

Серебряный век — период в истории русской культуры , хронологически связываемый

Понятие «серебряный век» Серебряный век — период в истории русской культуры ,
с началом 20 века, совпавший с эпохой модернизма.
Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.

Слайд 5

Серебряный век

Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры -

Серебряный век Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры -
творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов.

Определение « серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия « культура рубежа веков».

Слайд 6

Серебряный век

Новокрестьянская поэзия

Футуризм

Акмеизм

Символизм

Серебряный век Новокрестьянская поэзия Футуризм Акмеизм Символизм

Слайд 7

Направления в литературе на рубеже веков

Неореализм

Пролетарская поэзия

Модернистские течения

Авторские раздумья о судьбах человека

Направления в литературе на рубеже веков Неореализм Пролетарская поэзия Модернистские течения Авторские
и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретными задачами социальной борьбы.

Модернизм ( от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.

Слайд 8

Пролетарские поэты

- своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали

Пролетарские поэты - своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно
некоторые общественные настроения,
- их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.

Слайд 9

Течения модернизма

символизм

акмеизм

футуризм

Течения модернизма символизм акмеизм футуризм

Слайд 10

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.

Слайд 11

В статье « Партийная организация и партийная литература» ( 1905 г.)

В статье « Партийная организация и партийная литература» ( 1905 г.) Ленин
Ленин вводит принцип
« партийной литературы» в противовес
« литературному индивидуализму» :
« литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела».
Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»

Слайд 12

Ленин о свободе творчества

О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного

Ленин о свободе творчества О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного
писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная ( или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Слайд 13

Брюсов писал :
« … поскольку вы требуете веры в

Брюсов писал : « … поскольку вы требуете веры в готовые формулы,
готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса. Вы наши враги».

Д.Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности»

Слайд 14

Московский кружок «Среда»

Московский кружок «Среда»

Слайд 15

Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов

- все герои ищут духовную гармонию, но никак

Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов - все герои ищут духовную гармонию, но
не могут ее найти,
- жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость,
- отсутствие острых сюжетов,
- героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно,
- субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков),
- тонкая лирическая ирония.
Имя файла: Русская-литература-на-рубеже-веков.pptx
Количество просмотров: 231
Количество скачиваний: 1