Содержание
- 2. Цель исследования: Изучение христианской традиции почитания именной иконы и мерной иконы. Изучение и уточнение понятий «Именная
- 3. Объект исследования: Именная икона в жизни крещеного православного христианина. Что значит именная икона для православного. Предмет
- 4. На Руси во все времена христианства имена верующих считались святыми, а каждого христианина с детства учили
- 5. Крестины
- 6. О глубоком почитании святого покровителя свидетельствует и то, что родители часто запоминали не день рождения ребенка,
- 7. Именная икона-это икона святого, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси. Каждый
- 8. В наше время возрождается почитание своих святых покровителей. Теперь, как и прежде, православные стремятся иметь именную
- 9. Именные иконы
- 10. Разновидность именной иконы - мерная икона, на которой небесный покровитель младенца изображается на доске, размером равной
- 11. Мерные иконы
- 12. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения
- 13. Моя именная икона
- 14. Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, то они перешли в другой класс имен- в
- 15. Славянский Именослов
- 16. Сегодня в наше жизнь возвращается чудесный праздник-именины. Как и многие другие культурные традиции, празднование именин в
- 17. Вывод: интерес к традициям православия хранится в исторической памяти нашего народа, и на сегодняшний день не
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2Цель исследования:
Изучение христианской традиции почитания именной иконы и мерной иконы. Изучение
Изучение христианской традиции почитания именной иконы и мерной иконы. Изучение
Задачи проекта:
- Изучение христианской традиции почитания имени небесного покровителя и заступника.
- Знакомство с понятиями «Именная икона» и «Мерная икона».
- Знакомство с обычаем писания именных и мерных икон.
- Уточнение традиций празднования именин на Руси.
- Уточнить, знают ли одноклассники, что означают понятия «Именная икона» и «Мерная икона»?
- Познакомить одноклассников с типами изображения святых на именной иконе.
- В процессе проведения анкетирования узнать, что ребята знают о традициях празднования именин на Руси? Что такое именины?
- Познакомить одноклассников с таинством имени, со «Славянским именословом».
- Вызвать интерес ребят к русским православным традициям, желание узнать больше о своем небесном заступнике и покровителе, напомнить о значении своего имени и уважении к имени.
Слайд 3Объект исследования: Именная икона в жизни крещеного православного христианина.
Что значит именная
Объект исследования: Именная икона в жизни крещеного православного христианина.
Что значит именная
Предмет исследования: Старинная православная традиция писания именной и мерной иконы на Руси. Традиции празднования именин на Руси.
Гипотеза исследования: Подтвердится ли наше предположение о том, что и сегодня мои сверстники знают о русских православных традициях и интересуются ими.
Предполагаемый результат: расширение кругозора у меня и моих одноклассников, уточнение знаний об именной иконе, проявление интереса к православным традициям русского народа.
Слайд 4На Руси во все времена христианства имена верующих считались святыми, а каждого
На Руси во все времена христианства имена верующих считались святыми, а каждого
Позднее от этого обычая стали отходить и называть ребенка в честь святого, которого особо почитали родители.
Слайд 5Крестины
Крестины
Слайд 6О глубоком почитании святого покровителя свидетельствует и то, что родители часто запоминали
О глубоком почитании святого покровителя свидетельствует и то, что родители часто запоминали
Слайд 7Именная икона-это икона святого, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда
Именная икона-это икона святого, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда
Когда ребенок вырастал и становился взрослым, он хранил дорогую сердцу икону в Красном углу, молился своему святому покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству небесного покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.
Слайд 8В наше время возрождается почитание своих святых покровителей. Теперь, как и прежде,
В наше время возрождается почитание своих святых покровителей. Теперь, как и прежде,
Иконография такой иконы предполагает несколько типов изображения святого:
- оглавный – на иконе представлена крупным планом глава святого;
- оплечный – святой изображен так, что помимо лика видны и плечи;
- огрудный – нижняя граница изображения проходит на уровне груди;
- поясной – святой изображен по пояс, для этого типа изображения большое значение приобретают жесты рук;
- ростовой – святой изображен в полный рост.
Иногда на именной иконе пишутся сцены, рассказывающие о жизни святого, его чудесах, исцелении болящих или сцены мученичества.
Наиболее важная часть иконы - это лик. На Руси лики писали более опытные иконописцы мастерской, а фон иконы, ландшафт, одежды поручалось писать ученику, тогда как лики писал сам мастер.
Слайд 9Именные иконы
Именные иконы
Слайд 10 Разновидность именной иконы - мерная икона, на которой небесный покровитель младенца изображается
Разновидность именной иконы - мерная икона, на которой небесный покровитель младенца изображается
Мерная икона, княжеская икона, родимая икона-в Древней Руси ХVII-ХVIII веков – икона, которую создавали ко дню крещения ребенка . Традиция и техника создания мастерами-иконописцами мерных икон очень глубоки. Самая древняя, дошедшая до наших дней мерная икона из собраний российских музеев, датируется 1554 годом и принадлежала сыну Ивана Грозного. Но сама традиция мерной иконы уходит глубоко в истоки российского христианства. Мерную или «родимую» икону вешали над кроваткой ребенка, она оставалась с ним на всю жизнь. Поначалу мерные иконы писались только для представителей царских фамилий. После их кончины «родимая» икона помещалась в иконостас над гробницей. Некоторые из них и сегодня хранятся в царской усыпальнице - Архангельском соборе Кремля, а также в Новодевичьем монастыре, в котором жили до конца своих дней многие московские царевны. Здесь можно найти мерные образы сестер Императора Петра I, в том числе икону «Святая мученица София», принадлежавшую царевне Софье.
Фигура покровителя обязательно изображается в полный рост и обычно не содержит никаких дополнительных элементов иконографии. Особое внимание при изображении ростовых фигур иконописцы уделяют положению рук, которые имеют глубокое символическое значение.
Слайд 11Мерные иконы
Мерные иконы
Слайд 12 Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с
Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с
Во все времена предназначением христиан считалась святость, а каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный, ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в душе своей возвышающий образ своего небесного покровителя. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ». Отец Павел Флоренский писал о том, что святые люди имели определенный склад личности и определенную «кривую пути», как носители имен, более того, как наилучшие их выразители («по имени-житие, а не по житию-имя»).
Русский христианский именослов складывался веками. Самый первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения имени могли быть разными: помимо религиозных мотивов, играли роль внешний облик, характер человека и т.д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, иногда трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до ХVII века). Иногда один человек мог иметь три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно-явное, другое-потаенное, известное лишь духовнику).
Слайд 13Моя именная икона
Моя именная икона
Слайд 14 Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, то они перешли в
Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, то они перешли в
Слайд 15Славянский Именослов
Славянский Именослов
Слайд 16 Сегодня в наше жизнь возвращается чудесный праздник-именины. Как и многие другие культурные
Сегодня в наше жизнь возвращается чудесный праздник-именины. Как и многие другие культурные
Традиция Празднования Именин имеет глубокие корни и известна на Руси с ХVII века. Обычно накануне праздника в семье именинника варили пиво, пекли именные калачи, пироги, караваи. В день самого праздника сам именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин. Очень пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому столу, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь сам раздавал пироги. Народу разносились огромные именные калачи.
Слайд 17Вывод: интерес к традициям православия хранится в исторической памяти нашего народа, и
Вывод: интерес к традициям православия хранится в исторической памяти нашего народа, и