Содержание
- 2. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая
- 4. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью
- 5. Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой
- 6. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а
- 7. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились
- 8. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами.
- 9. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы,
- 10. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России,
- 11. красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является
- 12. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел
- 13. На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на
- 15. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы
- 16. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму
- 25. Скачать презентацию
Слайд 2Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное
Слайд 4С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании
С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании
В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.
Слайд 5Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня
Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня
слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье.
Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.
Слайд 6Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного,
Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного,
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около
окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях
Слайд 7Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы.
Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.
Слайд 8Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была
Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была
Слайд 9Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом
Слайд 10Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
На
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
На
Слайд 11красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным
красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным
Слайд 12Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во
Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во
сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.
Слайд 13На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка
На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка
Слайд 15Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу.
Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу.
Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.
Слайд 16Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части
Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью.