Слайд 2Свет и тьма в искусстве. Игумен Антоний (Логинов).
«Существует ряд людей и их
творений, поддающихся вполне ординарному нравственному и рассудочному разделению на сынов свети и сынов тьмы».
Важен не предмет изображения сам по себе, а то воздействие, которое оказывает на человека произведение искусства.
«Глашатай безысходности».
Тяга к изображению беспросветности. ?Невозможна без любви к ней.
Слайд 3«На искусстве и культуре изначально лежит Каинова печать». Епископ Варнава.
Современная гуманитарная мысль
признает самоценность творчества вне каких-либо соотношений его с высшим началом бытия.
Художественное творчество и его плод – культура «… как продолжение той войны, …которую падший ангел, когда – то начал с Богом на Небе». Епископ Варнава.
Каиниты создали и первые города, изобрели музыкальные инструменты, ремесла и т.д. Достигали поразительных технических успехов.
Сифиты (потомки Сифа – третьего сына Адама иЕвы) впервые установили определенные формы общественного богослужения, жили в подвиге, покаянии, целями духовного будущего.
«Творчество, по существу дар Божий, а на практике – это почти всегда дар демонический…».
Слайд 4Проблема «сотворения кумиров».
Игумен Антоний (Логинов).
Идолы гордыни.
Идол «свободы творчества». Необходимость выражать себя
не стесняясь ни какими рамками.
Воплощается в бунтарстве и новаторстве.
«Властелин тьмы» – идол подсознательного начала в человеке.
Идол эстетизма (обожествление творчества).
Эстетическая функция не должна стоять на первом месте.
Слайд 5Оккупация духа душой.
«Искусство – это построение образа. Образ нераздельно связан с воображением,
воображение – со страстью. В искусстве душевность подавляет духовность… Страстные эмоции заглушают духовные чувства; воображение парализует способность созерцания; восторженность и вдохновение, имитирующие духовность, лишают душу небесного покоя, который дает благодать». Архимадрит Рафаил.
История развития искусства заключается во все большем уходе от духовного начала.
●Пневматология.
●Психология.
●Физиология.
●Патология.
Слайд 6Как вернуться в пространство христоцентричного периода развития искусства?
«Самый корень культуры, как и
культа, имеет в себе нечто религиозное, освященное особым почитанием…
Может быть и мирская культура, на которой почиет благословение… но она должна быть доступна для этого благословения, способной к освящению». Архимадрит Киприан Керн.
Творческий акт, способный нести позитивную энергию восхождения к Свету…
Благодать Святого Духа ≠ творческому наитию. ?Бердяев был не прав.
Проблема смысла творчества не имеет догматически ясного ответа. Но задание дано. Человеку задано творить.
Движет творчеством стремление к духовности.
Творчество человека связано с его богоподобием. Творчество – особый дар человеку, наша обязанность перед Творцом.
Слайд 7Бесконечный духовный мир.
О трех слоях духовной жизни.
Цель поэзии. 1. Погружение «в
глубь бесконечного, чтобы найти новое». Бодлер. 2. Погружение «в глубь конечного, чтобы найти неисчерпаемое».
«Совершить прорыв в духовное пространство». Художественный текст – многомерная реальность. Между ними – точки перехода.
От поверхности духовной жизни вглубь. 1. Жизнерадостность. 2.Противоположный слой (хандры, тоски…). 3. Слой примиряющий? религиозной духовности.