Слайд 2Цель:
познакомить с разнообразием полхов-майданской росписи.
Задачи:
формировать навыки работы по мотивам полхов-майданской
росписи;
воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;
развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;
Слайд 3
Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России.
Свое название
он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе..
Слайд 4Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда,
грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" – цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Но самое известное изделие Полховского Майдана – матрёшка.
Основные специфические приемы росписи получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" – рисунок выписывается по фону без линейного контура.
Слайд 5История развития Полхов - Майданской росписи.
На юге Нижегородской области, в Вознесенском
районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Слайд 6Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой
тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи
Слайд 7 Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом.
Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.
Слайд 8 В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают
сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
Слайд 9 На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и
зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
Слайд 10 В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель
"Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера.
Слайд 11 В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же
время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"
Слайд 12В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное
объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий.
Слайд 13 С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному
паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Слайд 14Технология росписи
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 800 С (6 -8 г краски на1 л воды).Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта.Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет.
Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре,
затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной иокончательной сушкой в течение 10-12 часов.
Слайд 15Роспись гуашью
Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой.
Гуашевые краски
разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея.Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишутширокой щетинной кистью.
После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.
Слайд 21Цветы - полхов-майданская роспись
Слайд 23Ягодки - полхов-майданская роспись