История возникновения ручной росписи по ткани (батик)

Содержание

Слайд 2

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В
– бесконечность И небо – в чашечке цветка .
Уильям Блейк

 

Слайд 3

Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка,

Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка,
капля. Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком.
 Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. 

Слайд 4

 Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. VI

Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. VI
веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей. Это древний метод окрашивания ткани в Китае. Известно, что в изолированной от влияний горной местности на Южном Сулавеси создавались ткани, сначала с помощью рисовой пасты, а позднее воска.

Слайд 5

Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность

Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность
мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.
В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями.
.

Слайд 6

Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале

Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале
XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное.
На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

Слайд 7

В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках

В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках
она достигла совершенства. Для резерва (вапы) применяли, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго – кубовым крашением, поэтому сейчас их называют кубовой набойкой.  

Кубовая набойка. Фрагмент. Лен. XIX в. Россия. Этнографический музей

Слайд 8

Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон.

Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если
Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Ткани используемые для росписи в технике «Батик»

Слайд 9

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению
ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Слайд 10

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом
ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани

Слайд 11

В отличие от горячего батика, холодный ботик не требует удаления резерва после

В отличие от горячего батика, холодный ботик не требует удаления резерва после
окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

Слайд 12

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях.
артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Слайд 14

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока
Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась".

Узелковый батик

Слайд 15

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно".

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На
На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Слайд 16

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
техника называется тритик.

Слайд 21

Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи

Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи
ткани –батик, радуя нас и удивляя сейчас своими красками и неожиданными замысловатыми узорами. И, конечно, он будет жить ещё долго, потому что люди полюбили эту замечательную роспись под названием БАТИК.

Искусство росписи тканей дало миру: сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии.