Иудаизм

Содержание

Слайд 2

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной
избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.

Слайд 5

три исторических периода в развитии иудаизма : храмовый (в период существования Иерусалимского

три исторических периода в развитии иудаизма : храмовый (в период существования Иерусалимского
храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).

Слайд 7

Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного

Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного
присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золотом ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет.

Слайд 8

«Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един»

Бог есть дух,

«Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един» Бог есть дух,
абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила.

Слайд 9

Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести

Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение,
спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:
отказаться от идолопоклонства;
воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
не проливать кровь;
не произносить имя Бога всуе;
не творить несправедливости и беззакония;
не красть;
не отрезать частей от живого животного.

Слайд 12

Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для

Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для
Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

Слайд 13

При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.) иудаизм принял более сложные и

При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.) иудаизм принял более сложные и
утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (имя Бога)

Слайд 14

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

Я Господь, Бог твой, Который вывел

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. Я Господь, Бог твой, Который
тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Слайд 16

Традиционное понимание в иудаизме

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно

Традиционное понимание в иудаизме 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
«ложно» — то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно].
6. Не убей. В оригинале: רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
7. Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обыкновенно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
8. «Не кради». Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11.
10.«Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.).

Слайд 18

Пророки в Пятикнижии
Ной, Евер, Валаам, Иов, Авраам, Сара, Исаак, Иаков, Моисей,

Пророки в Пятикнижии Ной, Евер, Валаам, Иов, Авраам, Сара, Исаак, Иаков, Моисей,
Аарон, Мариам, Иисус Навин, Финеес
Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства
Девора, Илий, Анна, Самуил, Давид, Соломон, Гад , Нафан, Ахия Силомлянин
Письменные пророки
Великие пророки: Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил
Малые пророки: Аввакум, Авдий, Аггей, Амос, Захария, Иоиль, Иона, Малахия, Михей, Наум, Осия, Софония
Другие пророки Израиля и Иудеи
Самей, Илия, Елисей, Олдама

Слайд 19

Священного писания

Тана́х (ивр. תַּנַ"ךְ‎) — принятое в иврите название еврейского Священного писания

Священного писания Тана́х (ивр. תַּנַ"ךְ‎) — принятое в иврите название еврейского Священного
(в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету).
Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:
Тора́ (ивр. תּוֹרָה‎) — Пятикнижие
Невии́м (ивр. נְבִיאִים‎) — Пророки
Ктуви́м (ивр. כְּתוּבִים‎) — Писания (Агиографы)

Слайд 20

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев,

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию
редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»).

Слайд 21

Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание

Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание
законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников.

Слайд 22

Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида.

Более

Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида.
древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.

Слайд 23

Флаг Государства Израиля
Герб
Государства Израиля

Флаг Государства Израиля Герб Государства Израиля

Слайд 24

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Молитвы нравственны

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Молитвы нравственны и
и не враждебны интересам других.
Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу.
Обряды рождения и совершеннолетия. Младенцу мужского пола делают обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. По достижении 13 лет мальчики участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки.

Слайд 25

Праздники. Среди главных праздников и священных дней –
Шаббат (Суббота), еженедельный

Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день
день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы);
Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Слайд 27

Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность

Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для
для изучения Торы (Закона). Моисеев Закон ограничивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу толкования Торы приняли на себя ученые книжники («соферим»).

Слайд 29

Основные направления иудаизма

Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о

Основные направления иудаизма Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о
божественных эманациях и откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой. 
Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля.

Слайд 30

В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского

В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма.
иудаизма. Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди