Изменённые состояния сознания и культура

Содержание

Слайд 2

Швейцарский психолог и психиатр А. Диттрих (1981) определяет ИСС altered state of consciousness (ASC)

Швейцарский психолог и психиатр А. Диттрих (1981) определяет ИСС altered state of
– как переходное состояние между сознательным и бессознательным состоянием психики.
ИСС включает гипноз, транс, экстаз, психоделический и медитативный опыт. ИСС не обязательно являются паранормальными возможностями.
Изменения, наступающие в психике человека при вхождении в измененные состояния сознания, не имеют формальных признаков выраженности и протяжености во времени, характерных для патологических психических процессов. Так в отличие от болезненных состояний человек может самостоятельно выйти из ИСС, у него не наблюдается искажения или затрудения восприятия окружающего мира, фрагментирования отражения мира, не наблюдается дезориентироваки в месте и времени, отсутствует бессвязность суждений. Измененные состояния сознания всегда имеют конечную протяженность по времени, не сравнимую с протяженностью проявления болезенных симптомов, и самопроизвольно переходят в состояние бодрствования или в другое измененное состояние сознания.

Слайд 3

Измененные состояния сознания могут играть в жизни отдельного человека как адаптивную так

Измененные состояния сознания могут играть в жизни отдельного человека как адаптивную так
и дезадаптивную роль.
В качестве дезадаптивных форм можно упомянуть употребление психотропных веществ, алкоголя и наркотиков для вызывания ИСС как средства для бегства от личной ответственности и напряжения, прорыв запрещенных импульсов в виде острого психоза, реакции паники или гнева, вхождение в гипноидальное состояние при повышенной опасности (ступор), вхождение в транс при вождении автмобиля или операторской деятельности.

Слайд 4

Адаптивная форма ИСС позволяет получить исцеление или облегчить состояние после вхождения в ИСС

Адаптивная форма ИСС позволяет получить исцеление или облегчить состояние после вхождения в
(гипноз, шаманский транс, сон, медитация и т.п.), получить новые знания и опыт (ясновидение, шаманские путешествия), решить поставленные задачи интуитивным способом и, наконец, получить творческое вдохновение.
Арнольд Людвиг
В адаптивной форме им были выделены три функции:

Слайд 5

психотерапевтическая — ИСС используются как средство для поддержания здоровья психического (сон) и

психотерапевтическая — ИСС используются как средство для поддержания здоровья психического (сон) и
психологического, для излечения психических и психосоматических заболеваний, для контроля боли;
получение нового опыта (например, мистического, религиозного) и новых знаний: ИСС используется как способ достижения глубокого озарения в вопросах, касающихся самого себя и своих взаимоотношений с миром, другими людьми, а также как источник вдохновения для писателей, художников, ученых и как средство усиления эстетического восприятия. Кроме того, благодаря ИСС часто осуществляется приобщение личности к культуре через усвоение ею нового социального опыта — мифологического знания (то есть, по сути, новых смыслов) как основы любой традиционной культуры. Это значение ИСС, как мы видим, интегрирует функцию приобретения нового опыта и социальную функцию ИСС;
социальные функции: ИСС обеспечивают групповую сплоченность (могут облегчать общение и служить групповыми идентификаторами; включаются как необходимое звено в ритуалы инициации, которые облегчают человеку идентификацию с определенными социальными и возрастными группами при вхождении в них; снимают конфликты между требованиями социума и желаниями отдельного человека.

Слайд 6

способы индукции и техники вхождения в ИСС обусловлены конкретным культурным и социальным

способы индукции и техники вхождения в ИСС обусловлены конкретным культурным и социальным
контекстом. Самая общая классификация способов индукции таких состояний представлена в работе Арнольда Людвига, который выделил среди них пять основных:
редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности;
повышение экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности и/или эмоций;
повышенная готовность или психическая вовлеченность;
сниженная бдительность или ослабление критичности;
наличие соматопсихологических факторов, то есть изменения в химии или нейрофизиологии тела.

Слайд 7

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания
концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада.

Трансперсональная психология не была признана большинством научных обществ научной дисциплиной и критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных оснований[7] и сомнительной эффективности практик на её базе.[8]

Британское психологическое общество (British Psychological Society, BPS) открыло Секцию трансперсональной психологии,[59] став первым профессиональным психологическим сообществом, официально признавшим важность исследований в данной области.

Слайд 8

Академический статус трансперсональной психологии в России в настоящее время спорен.
Учебные программы

Академический статус трансперсональной психологии в России в настоящее время спорен. Учебные программы
по трансперсональной психологии преподаются в ряде российских высших учебных заведений (как государственных, так и негосударственных). 
Клиническое применение трансперсональной психологии преподаётся и изучается под  руководством Е. Г. Гордеевой в негосударственном образовательном учреждении «Институт психотерапии и клинической психологии».
Имя файла: Изменённые-состояния-сознания-и-культура.pptx
Количество просмотров: 60
Количество скачиваний: 0