Содержание
- 2. История керамики
- 3. Материалы для черепка Глины и каолины, придают пластичность, а также каменистые материалы, служащие для снижения усадки
- 4. Дополнительные компоненты: Материалы для глазурей все оксиды металлов и содержащие их соединения, входящие в состав стекл
- 5. Виды керамики: Фарфор - имеет спекшийся, непроницаемый для воды и газа, просвечивающийся в тонких (до 2,5мм)
- 7. Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Твёрдый фарфор богаче
- 8. в Киеве еще в X – XIII 1744 г., когда была основана первая в России и
- 9. ЛФз – Императорский фарфоровый завод
- 10. Фаянс характеризуется пористым (водопоглащение 9-12% ) черепком белого цвета с желтоватым оттенком. Он не просвечивается и
- 11. Майолика имеет белый или цветной, пористый (водопоглащение 12-15%), непросвечивающий черепок. Почти всегда покрывается цветными, прозрачными или
- 13. Гончарная керамика отличается цветным, чаще красно-коричневого цвета, черепком с высокой пористостью (водопоглащение 15-18%). Как правило, она
- 14. Технология производства подготовка сырьевых материалов получение керамической массы формование изделий сушка и обжиг декорирование. Изделия простой
- 15. Декорирование подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора
- 19. Требования к сервизному фарфору Тесто для этого фарфора должно обладать следующими качествами: 1) достаточной пластичностью для
- 20. Президентский фарфор - Haviland
- 21. Гаварецкая керамика . Улитка из гаварецкой керамики "Античный черный" Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до н.э.
- 23. Гжельская керамика Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, —
- 24. Высокая твердость материала, прошедшего обжиг, предполагала, что с ним можно обращаться как со стеклом или драгоценными
- 25. Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда», одно из крупнейших в СССР предприятий по изготовлению бытового и
- 26. Терракотовая керамика
- 27. С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью. Гарднер был настолько уверен в качестве
- 28. История фарфора в России Гончарное искусство появилось в России в XIV - XV вв. На Украине
- 29. В Европе первым начал поиски собственных рецептов фарфора тосканский герцог Франческо ди Медичи, открывший во Флоренции
- 31. Скачать презентацию
Слайд 2История керамики
История керамики
Слайд 3Материалы для черепка
Глины и каолины, придают пластичность, а также каменистые материалы, служащие
Материалы для черепка
Глины и каолины, придают пластичность, а также каменистые материалы, служащие
В качестве отощающих веществ применяют кварц и кварцевый песок, битый и размолотый черепок
Для снижения температуры спекания в керамическую массу добавляют плавни (полевой шпат идр.)
Глина,
каолин
Полевой
шпат
Кварц,
известь
Слайд 4Дополнительные компоненты:
Материалы для глазурей
все оксиды металлов и содержащие их соединения, входящие
Дополнительные компоненты:
Материалы для глазурей
все оксиды металлов и содержащие их соединения, входящие
Материалы для декорирования
применяют краски, препараты золота, деколи.
оксиды и соли кобальта, хрома, меди, марганца, олова, золота.
Слайд 5Виды керамики:
Фарфор -
имеет спекшийся, непроницаемый для воды и газа, просвечивающийся в
Виды керамики:
Фарфор -
имеет спекшийся, непроницаемый для воды и газа, просвечивающийся в
Слайд 7Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и
Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C).
Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C.
Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарфор покрывают глазурью или без глазури — бисквитный фарфор
Слайд 8в Киеве еще в X – XIII
1744 г., когда была основана первая
в Киеве еще в X – XIII
1744 г., когда была основана первая
В 1752 г. Заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию русского фарфора и организации его производства
Русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место, успешно соперничая с мейсенским
В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец-лесопромышленник Френсис Гарднер основывает фарфоровое производство
Конец XVIII - начало XIX века - время расцвета русского фарфора
Слайд 9ЛФз – Императорский фарфоровый завод
ЛФз – Императорский фарфоровый завод
Слайд 10Фаянс
характеризуется пористым (водопоглащение 9-12% ) черепком белого цвета с желтоватым оттенком.
Фаянс
характеризуется пористым (водопоглащение 9-12% ) черепком белого цвета с желтоватым оттенком.
Он не просвечивается и полностью покрывается глазурью.
Фаянс отличается большим содержанием глинистых веществ (50-55%), кварца (40-50%) и невысоким содержанием полевого шпата (5-10%).
Из глинистых веществ применяется не каолин, а беложгущиеся глины, чем и объясняются свойства фаянса.
Слайд 11Майолика
имеет белый или цветной, пористый (водопоглащение 12-15%), непросвечивающий черепок.
Почти всегда покрывается
Майолика
имеет белый или цветной, пористый (водопоглащение 12-15%), непросвечивающий черепок.
Почти всегда покрывается
В составе майолики отсутствует полевой шпат, но зато содержится большое количество легкоплавких глин, имеется также мел, кварцевый песок и его отходы.
Майолика имеет две разновидности: фаянсовую и гончарную.
Слайд 13Гончарная керамика
отличается цветным, чаще красно-коричневого цвета, черепком с высокой пористостью (водопоглащение 15-18%).
Гончарная керамика
отличается цветным, чаще красно-коричневого цвета, черепком с высокой пористостью (водопоглащение 15-18%).
Слайд 14Технология производства
подготовка сырьевых материалов
получение керамической массы
формование изделий
сушка и обжиг
Технология производства
подготовка сырьевых материалов
получение керамической массы
формование изделий
сушка и обжиг
Изделия простой формы — огнеупорный кирпич, облицовочные плитки — прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах на механических и гидравлических пресс-автоматах
Хозяйственный фарфор и фаянс формуются преимущественно из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах
Керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях.
Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.
Обжиг Керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства Керамики
Слайд 15Декорирование
подглазурной росписью и
внутриглазурной росписью фарфора
Декорирование
подглазурной росписью и
внутриглазурной росписью фарфора
Слайд 19Требования к сервизному фарфору
Тесто для этого фарфора должно обладать следующими качествами:
1) достаточной
Требования к сервизному фарфору
Тесто для этого фарфора должно обладать следующими качествами:
1) достаточной
2) быть настолько огнеупорным, чтобы изделия не деформировались при спекании и остекловании весьма тугоплавкой глазури (1300-1400°);
3) после обжига на большом огне приобретать наибольшую прозрачность и белизну с весьма лишь легким желтоватым оттенком. Из всех видов глин этим требованиям удовлетворяет только каолин. Чистым каолином называется такой, который содержит не более 5-6% кремнезема в виде кварца и песка и около 1% щелочей; до такой чистоты каолин доводится отмучиванием и в этом виде представляет жирный на ощупь белый порошок, иногда с легким сероватым, желтоватым или красноватым оттенком. Сравнительно незначительные колебания в составе каолина уже имеют важные последствия в применении.
Слайд 20Президентский фарфор - Haviland
Президентский фарфор - Haviland
Слайд 21Гаварецкая керамика
.
Улитка из гаварецкой керамики "Античный черный"
Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до
Гаварецкая керамика
.
Улитка из гаварецкой керамики "Античный черный"
Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до
Слайд 23Гжельская керамика
Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и
Гжельская керамика
Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и
изделия керамических предприятий в окрестностях ст. Гжель Раменского района Московской обл. Высокого художественного уровня Г. к. достигла во 2-й половине 18 в., когда производившиеся до середины века «чёрные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров. С начала 19 в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность полуфаянса — «бронзовый товар» с нарядным золотистым люстром). В 1830—40 в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. В 19 в. художественное своеобразие сохраняют украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими крестьянскими мастерскими фарфор — т. н. лубок (красочная дешёвая чайная посуда, полные народного юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам). В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. Традиции гжельской керамики 19 в. продолжает Турыгинский завод художественной керамики. Фарфоровая турыгинская посуда отличается округлыми объёмистыми формами, напоминающими керамику народных гончаров, и исполненной вручную, широким мазком, сочной синей росписью по белому фону. Ведущие художники —
Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова
Слайд 24Высокая твердость материала, прошедшего обжиг, предполагала, что с ним можно обращаться как
Высокая твердость материала, прошедшего обжиг, предполагала, что с ним можно обращаться как
Слайд 25Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда», одно из крупнейших в СССР предприятий по
Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда», одно из крупнейших в СССР предприятий по
Слайд 26Терракотовая керамика
Терракотовая керамика
Слайд 27С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью. Гарднер был
С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью. Гарднер был
Слайд 28История фарфора в России
Гончарное искусство появилось в России в XIV - XV
История фарфора в России
Гончарное искусство появилось в России в XIV - XV
В середине XVIII в. в России широко было развито майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы. Первый русский майоликовый завод был основан в 1724 году в Москве купцом А. К. Гребенщиковым. Изготовление художественной майолики здесь началось лишь в 1740 году. Этот год и считается началом развития отечественного керамического производства. Почти одновременно с майоликой в XVIII в. начинается выпуск фарфоровых изделий. Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре I. По его заданию Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Мейсене, но неудачно.
. Любовь к фарфору проявляли и другие российские императоры. Так, заказанный Екатериной II в подарок князю Г.А. Потемкину «Сервиз с камеями» прибыл в Петербург в 1779 году и включал более 700 предметов. Первый классицистический сервиз Севрской мануфактуры, для которого были изготовлены формы, более нигде не применявшиеся, был декорирован изображениями камей с античных оригиналов из коллекции Людовика XV и цветочным вензелем Екатерины II. А В 1809 году для Александра I был заказан В Мейсене знаменитый Гурьевский сервиз, состоящий в основном из тарелок с темно-вишневыми бортами с золотым орнаментом.
Русское слово «фарфор» происходит от персидского «фахфур».
Слайд 29В Европе первым начал поиски собственных рецептов фарфора тосканский герцог Франческо ди
В Европе первым начал поиски собственных рецептов фарфора тосканский герцог Франческо ди