Константин Дмитриевич Бальмонт

Содержание

Слайд 2

Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился 3(15) июня в 1867 году в

Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился 3(15) июня в 1867 году в
дворянской семье Владимирской губернии в деревне Гумнищи. Предки - выходцы из Скандинавии; дед был морским офицером, отец - председателем земской управы в Шуе. Мать - из литературной семьи Лебедевых. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы.

"В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озёра, растут камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют"

Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился 3(15) июня в 1867 году в дворянской семье Владимирской губернии в деревне Гумнищи. Предки - выходцы из Скандинавии; дед был морским офицером, отец - председателем земской управы в Шуе. Мать - из литературной семьи Лебедевых. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы.

Слайд 3

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее,

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно
точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой... И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! ...мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти ... сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается ... и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!"" — таким запечатлел облик поэта Андрей Белый.

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой... И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! ...мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти ... сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается ... и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!"" — таким запечатлел облик поэта Андрей Белый.

МСТИТЕЛЬНЫЙ ГЕНИЙ ГРОЗЫ...

Слайд 4

Шуйская гимназия

Шуйская гимназия

Владимирская гимназия

Московский университет

Учился Б. в шуйской гимназии, откуда

Шуйская гимназия Шуйская гимназия Владимирская гимназия Московский университет Учился Б. в шуйской
был исключен за принадлежность к нелегальному кружку, и курс кончил во владимирской гимназии.
В 1886 году поступил на юридический факультет Московского университета, но уже в 1887 году был исключен за участие в студенческих беспорядках.
Принятый вновь в 1888 году, вскоре оставил университет вследствие сильного нервного расстройства, закончившегося через год тем, что он выбросился из окна 3-го этажа. Полученные при этом переломы повели за собою "год лежания в постели", но, вместе с тем, по собственным его словам, "небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности". Пробыв несколько месяцев в Демидовском лицее в Ярославле, Б. "более не возвращался к казенному образованию"

Слайд 5

Оксфорд

Оксфорд

Англия

Франция

Испания

Бальмонт очень много путешествовал, подолгу проживал в Италии, Испании, Англии, Франции; в

Оксфорд Оксфорд Англия Франция Испания Бальмонт очень много путешествовал, подолгу проживал в
конце 1904 года предпринял поездку в Мексику. Несколько революционных стихотворений, напечатанных в "Красном Знамени" и других изданиях, служат препятствием к возвращению его в Россию. Выступал в качестве лектора и, между прочим, читал публичные лекции о русской и западноевропейской литературе в Оксфорде и в русской высшей школе в Париже.

"Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона", — заметил И. Эренбург

Слайд 6

Мать мальчика, дочь генерала, вела светскую жизнь: устраивала литературные вечера и любительские

Мать мальчика, дочь генерала, вела светскую жизнь: устраивала литературные вечера и любительские
спектакли, писала заметки в местные газеты. Именно она научила сына понимать красоту, ввела его в мир музыки, поэзии и истории, воспитывала его на произведениях русских классиков: Некрасова, Пушкина, Кольцова, Лермонтова.

Я ЖЕНЩИН КАК ВЫСШУЮ ТАЙНУ ЛЮБЛЮ...
Мать мальчика, дочь генерала, вела светскую жизнь: устраивала литературные вечера и любительские спектакли, писала заметки в местные газеты. Именно она научила сына понимать красоту, ввела его в мир музыки, поэзии и истории, воспитывала его на произведениях русских классиков: Некрасова, Пушкина, Кольцова, Лермонтова.

Она (мать) первая научила меня постигать красоту женской души, а этой красотою, — полагаю,— насыщено все мое литературное творчество.
К.Д Бальмонт

Слайд 7

На одном из спектаклей произошло знакомство Бальмонта с Ларисой. Ему в это

На одном из спектаклей произошло знакомство Бальмонта с Ларисой. Ему в это
время шел двадцать второй год, Ларисе – двадцать пятый, она находилась в расцвете женской красоты. Лариса произвела на Бальмонта большое впечатление. 31 октября он посылает ей первое письмо. В письме от 25 декабря приглашает Ларису приехать в Шую; в приписке это приглашение подтверждено его матерью. Состоялась встреча, и уже письмо от 31 декабря звучит так: «Жизнь моя, радость моя, с новым годом, с новым счастьем. Ваш навсегда К.». А 3 января 1889 года Бальмонт признается: «любовь завладела всем моим существом». Продолжались встречи и, наконец, 10 февраля состоялось венчание в Покровском соборе Иваново-Вознесенска. В конце 1891 года у них родился сын, назвали его Николаем в честь рано умершего старшего брата Бальмонта. Брак с Ларисой Михайловной, до сих пор остается белым пятном. История их отношений сводится к констатации: брак оказался неудачным и распался. После этого он тайно обвенчался с Е.А.Андреевой.

"Театральная панорама-это её мир..."

На одном из спектаклей произошло знакомство Бальмонта с Ларисой. Ему в это время шел двадцать второй год, Ларисе – двадцать пятый, она находилась в расцвете женской красоты. Лариса произвела на Бальмонта большое впечатление. 31 октября он посылает ей первое письмо. В письме от 25 декабря приглашает Ларису приехать в Шую; в приписке это приглашение подтверждено его матерью. Состоялась встреча, и уже письмо от 31 декабря звучит так: «Жизнь моя, радость моя, с новым годом, с новым счастьем. Ваш навсегда К.». А 3 января 1889 года Бальмонт признается: «любовь завладела всем моим существом». Продолжались встречи и, наконец, 10 февраля состоялось венчание в Покровском соборе Иваново-Вознесенска. В конце 1891 года у них родился сын, назвали его Николаем в честь рано умершего старшего брата Бальмонта. Брак с Ларисой Михайловной, до сих пор остается белым пятном. История их отношений сводится к констатации: брак оказался неудачным и распался. После этого он тайно обвенчался с Е.А.Андреевой.

Слайд 8

Первые стихи Бальмонт написал в 10 лет, но был раскритикован матерью. Свои

Первые стихи Бальмонт написал в 10 лет, но был раскритикован матерью. Свои
ранние произведения, с пониманием встреченные В.Г. Короленко, поэт опубликовал в 1885 году в журнале "Живописное обозрение" .В 1890 году часть из них вошла в первую книгу поэта "Сборник стихотворений". Эта работа не имела успеха, она не вызвала интереса у критики и читателей. Бальмонт уничтожил весь тираж и уехал в Скандинавию, где успешно стал заниматься переводами на русский язык зарубежной поэзии.

Первые стихи Бальмонт написал в 10 лет, но был раскритикован матерью. Свои ранние произведения, с пониманием встреченные В.Г. Короленко, поэт опубликовал в 1885 году в журнале "Живописное обозрение" .В 1890 году часть из них вошла в первую книгу поэта "Сборник стихотворений". Эта работа не имела успеха, она не вызвала интереса у критики и читателей. Бальмонт уничтожил весь тираж и уехал в Скандинавию, где успешно стал заниматься переводами на русский язык зарубежной поэзии.

"Первый сборник моих стихов,- говорит он, который я сам напечатал в Ярославле не имел, конечно, никакого успеха. Первый мой переводный труд был сожжен цензурой. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач".

Как всё начиналось...

Слайд 9

В 1894 г. вышел стихотворный сборник "Под северным небом" (который считается первой

В 1894 г. вышел стихотворный сборник "Под северным небом" (который считается первой
книгой поэта), содержавший характерные для поколения 90-х гг. жалобы на унылую, безрадостную жизнь, романтические переживания. Однако критики отметили одаренность поэта, музыкальность его произведений, изящество формы. К этому же году относится знакомство К. Д. Бальмонта с В. Я. Брюсовым, которое переросло впоследствии в дружбу.

В 1894 г. вышел стихотворный сборник "Под северным небом" (который считается первой книгой поэта), содержавший характерные для поколения 90-х гг. жалобы на унылую, безрадостную жизнь, романтические переживания. Однако критики отметили одаренность поэта, музыкальность его произведений, изящество формы. К этому же году относится знакомство К. Д. Бальмонта с В. Я. Брюсовым, которое переросло впоследствии в дружбу.

«Мое творчество началось... с печали,
угнетенности и сумерек, началось под северным небом.

Слайд 10

Без улыбки, без снов
На алмазном покрове снегов,
Под холодным сияньем Луны,
Хорошо нам

Без улыбки, без снов На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны,
с тобой! Без улыбки, без слов,
Обитатели призрачной светлой страны,
Погрузились мы в море загадочных снов,
В царстве бледной Луны.
Как отрадно в глубокий полуночный час
На мгновенье все скорби по-детски забыть,
И, забыв, что любовь невозможна для нас,
Как отрадно мечтать и любить,
Без улыбки, без слов,
Средь ночной тишины,
В царстве вечных снегов,
В царстве бледной Луны.

Без улыбки, без снов
На алмазном покрове снегов,
Под холодным сияньем Луны,
Хорошо нам с тобой! Без улыбки, без слов,
Обитатели призрачной светлой страны,
Погрузились мы в море загадочных снов,
В царстве бледной Луны.
Как отрадно в глубокий полуночный час
На мгновенье все скорби по-детски забыть,
И, забыв, что любовь невозможна для нас,
Как отрадно мечтать и любить,
Без улыбки, без слов,
Средь ночной тишины,
В царстве вечных снегов,
В царстве бледной Луны.

Слайд 11

"...я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В

"...я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В
них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые"

"...я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые"

Второй сборник "В безбрежности" (1895) и третий "Тишина" (1898) были поисками нового пространства, новой свободы, попытками утверждения индивидуальности. Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения, изменчивость настроений, повышенное внимание к технике стиха (увлечение звукописью, музыкальность) - вот отличительные черты ранних книг К. Бальмонта.

Слайд 12

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг

Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг
них шелестят камыши.
Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.
И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.
Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.
Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные,-
И никто не узнает о них.

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.
Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.
И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.
Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.
Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные,-
И никто не узнает о них.

Слайд 13

"Боже, до чего я соскучился по России. Все-таки нет ничего лучше тех

"Боже, до чего я соскучился по России. Все-таки нет ничего лучше тех
мест, где вырос, думал, страдал, жил. Весь этот год за границей я себя чувствую на подмостках, среди декораций. А там - вдали - моя родная печальная красота, за которую десяти Италии не возьму"
(из письма к матери из Рима)

"Боже, до чего я соскучился по России. Все-таки нет ничего лучше тех мест, где вырос, думал, страдал, жил. Весь этот год за границей я себя чувствую на подмостках, среди декораций. А там - вдали - моя родная печальная красота, за которую десяти Италии не возьму"
(из письма к матери из Рима)

В 1896 г. Бальмонт женился на Е. А. Андреевой, вместе с которой переводил Гауптмана, Нансена. Вскоре они уехали в Европу, побывав во Франции, Испании, Голландии, Англии, Италии. Впечатления от его путешествий 1886-1887 гг. отражены в книге "Тишина" ("Мертвые корабли", "Аккорды", "Пред картиной Эль Греко", "В Оксфорде", "В окрестностях Мадрида", "К Шелли" и др.).
Несмотря на богатство и остроту новых впечатлений, Бальмонт испытывал щемящую тоску по родине.

Слайд 14

Следующие три книги "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь"

Следующие три книги "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь"
(1905) возносят К. Бальмонта на вершину российского Парнаса, делают известным, модным поэтом. Задачи новой поэзии автор видел прежде всего в поисках "новых сочетаний мыслей, красок и звуков". Это то, что касается техники стиха. (Здесь поэт идет в направлении расширения музыкальных возможностей фразы, утверждения новых сочных и "разящих" образов, создания ярких и разнообразных декораций.) Что же касается "новых мыслей", то поэт захвачен идеей создания "лирики современной души", души, у которой есть "множество ликов"

Следующие три книги "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1905) возносят К. Бальмонта на вершину российского Парнаса, делают известным, модным поэтом. Задачи новой поэзии автор видел прежде всего в поисках "новых сочетаний мыслей, красок и звуков". Это то, что касается техники стиха. (Здесь поэт идет в направлении расширения музыкальных возможностей фразы, утверждения новых сочных и "разящих" образов, создания ярких и разнообразных декораций.) Что же касается "новых мыслей", то поэт захвачен идеей создания "лирики современной души", души, у которой есть "множество ликов"

"Эта книга - сплошной крик души разорванной и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной ее страницы, и - пока - люблю уродство не меньше, чем гармонию".

Слайд 15

От детских дней одна черта пленила
Мои мечты, в чьих зыбях

От детских дней одна черта пленила Мои мечты, в чьих зыбях таял
таял сон,
В глаза печальный отблеск заронила,
В мой ум вошла как дальний тихий звон
.

От детских дней одна черта пленила
Мои мечты, в чьих зыбях таял сон,
В глаза печальный отблеск заронила,
В мой ум вошла как дальний тихий звон
.

Слайд 16

Мне снился грустный ангел, белоснежный,
С улыбкой сожаления в глазах,
Я

Мне снился грустный ангел, белоснежный, С улыбкой сожаления в глазах, Я с
с ним дышал одной печалью неясной,
Я видел бледный Рай в его слезах.
Он мне являлся в разные мгновенья,
И свет храню я этих беглых встреч.
Есть проблески, которым нет забвенья,
Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.

Мне снился грустный ангел, белоснежный,
С улыбкой сожаления в глазах,
Я с ним дышал одной печалью неясной,
Я видел бледный Рай в его слезах.
Он мне являлся в разные мгновенья,
И свет храню я этих беглых встреч.
Есть проблески, которым нет забвенья,
Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.

Слайд 17

Любил - еще люблю я - неземное,
Ум сердца - луч

Любил - еще люблю я - неземное, Ум сердца - луч холодному
холодному уму,
Я верю в Небо, синее, родное,
Где ясно все неясное пойму.
С небесным я душой не разлучаюсь,
И встретив чей-нибудь глубокий взор,
Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь,
Таинственным и близким с давних пор.

Любил - еще люблю я - неземное,
Ум сердца - луч холодному уму,
Я верю в Небо, синее, родное,
Где ясно все неясное пойму.
С небесным я душой не разлучаюсь,
И встретив чей-нибудь глубокий взор,
Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь,
Таинственным и близким с давних пор.

Слайд 18

Книга "Будем как солнце" явилась попыткой создать космогоническую картину мира, в

Книга "Будем как солнце" явилась попыткой создать космогоническую картину мира, в центре
центре которого находится Солнце, вечный источник всего живого. Весь сборник проникнут пантеистическими мотивами поклонения стихийным силам - Луне, звездам, ветру, огню, воде ("Гимн огню", "Воззвание к океану", "Ветер", "Завет бытия" и др.). Наряду с космогоническими мотивами в сборнике нашла отражение столь излюбленная поэтом теория мига, волшебного мгновения:

Книга "Будем как солнце" явилась попыткой создать космогоническую картину мира, в центре которого находится Солнце, вечный источник всего живого. Весь сборник проникнут пантеистическими мотивами поклонения стихийным силам - Луне, звездам, ветру, огню, воде ("Гимн огню", "Воззвание к океану", "Ветер", "Завет бытия" и др.). Наряду с космогоническими мотивами в сборнике нашла отражение столь излюбленная поэтом теория мига, волшебного мгновения:

Слайд 19

У мысли нет орудья измерить глубину,
Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
Лишь есть

У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
одна возможность сказать мгновенью: "Стой!"
Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой.

У мысли нет орудья измерить глубину,
Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: "Стой!"
Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой.

Слайд 20

Эти же темы являются центральными в сборнике "Только любовь". Поэт продолжает петь

Эти же темы являются центральными в сборнике "Только любовь". Поэт продолжает петь
гимн солнцу, свету, "жизни подателю, светлому создателю", выводящему мир, томившийся во мраке, "к красивой цельности отдельной красоты". Пожар в крови, любовное горение, экстаз чувств воспеваются в стихотворениях.
В 1904-1905 гг. издательство "Скорпион" выпустило собрание стихотворений поэта в двух томах. Этот период завершается сборником "Литургия красоты. Стихийные гимны" (М., 1905), в котором поэт бросает упрек людям, "разлюбившим Солнце", разорвавшим привычные связи, видящим золотой блеск только в лучах "презренного металла"

Эти же темы являются центральными в сборнике "Только любовь". Поэт продолжает петь гимн солнцу, свету, "жизни подателю, светлому создателю", выводящему мир, томившийся во мраке, "к красивой цельности отдельной красоты". Пожар в крови, любовное горение, экстаз чувств воспеваются в стихотворениях.
В 1904-1905 гг. издательство "Скорпион" выпустило собрание стихотворений поэта в двух томах. Этот период завершается сборником "Литургия красоты. Стихийные гимны" (М., 1905), в котором поэт бросает упрек людям, "разлюбившим Солнце", разорвавшим привычные связи, видящим золотой блеск только в лучах "презренного металла"

Слайд 21

Мы знаем золото лишь в деньгах,
с остывшим бледным серебром,
Не понимаем

Мы знаем золото лишь в деньгах, с остывшим бледным серебром, Не понимаем
мысли молний,
не знаем, что поет нам гром.
Для нас блистательное солнце не бог,
несущий жизнь и меч,
А просто желтый шар центральный,
планет сферическая печь.

Мы знаем золото лишь в деньгах,
с остывшим бледным серебром,
Не понимаем мысли молний,
не знаем, что поет нам гром.
Для нас блистательное солнце не бог,
несущий жизнь и меч,
А просто желтый шар центральный,
планет сферическая печь.

Слайд 22

В конце 1905 г. в издательстве "Гриф" вышла книга "Фейные сказки", посвященная

В конце 1905 г. в издательстве "Гриф" вышла книга "Фейные сказки", посвященная
Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Е. А. Андреевой, и вызвавшая восторженный отзыв Брюсова.

В конце 1905 г. в издательстве "Гриф" вышла книга "Фейные сказки", посвященная Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Е. А. Андреевой, и вызвавшая восторженный отзыв Брюсова.

Слайд 23

"...временами мне кажется, что я уже не живу, что только струны мои

"...временами мне кажется, что я уже не живу, что только струны мои
еще звучат"

"...временами мне кажется, что я уже не живу, что только струны мои еще звучат"

31 декабря 1905 г. поэт нелегально оставил Родину на 7 с лишним лет. Свое длительное пребывание за границей он считал политической эмиграцией. Живя в Париже, он совершает длительные поездки по Европе. Ностальгия способствовала обращению поэта к национальной тематике, стимулировала увлечение русской и славянской стариной. К. Бальмонт погружается в стихию Древней Руси, перелагая былины и народные сказанья на "декадентский" лад. Фольклорные сюжеты, поэзия заговоров, заклинаний и религиозное сектантство нашли отражение в книгах "Злые чары" (1906), "Жар-птица. Свирель славянина" (1907) и "Зеленый ветроград. Слова поцелуйные" (1909). Эти сборники отчетливо свидетельствуют о явном спаде в творчестве Бальмонта. А. Блок уже в 1905 г. писал о "чрезмерной пряности" стихотворений поэта, "о переломе", наступившем в его творчестве.

Слайд 24

В 1913 г. после объявления политической амнистии поэт возвратился в Москву,

В 1913 г. после объявления политической амнистии поэт возвратился в Москву, где
где его ждала торжественная встреча и многолюдный банкет. После возвращения на родину К. Бальмонт много ездит по стране с лекциями, посещает Грузию, учит грузинский язык, активно занимается переводческой деятельностью. В 1915 г. выходит книга К. Бальмонта "Поэзия как волшебство"- трактат о сущности и назначении лирической поэзии. Поэт приписывает слову "заклинательно-магическую силу" и даже "физическое могущество".
В марте 1920 г. был отмечен юбилей поэта - выход его первого ("ярославского") сборника стихов, а в июне вместе с женой (Е. К. Цветковской) и дочерью Миррой он навсегда покинул Россию.

В 1913 г. после объявления политической амнистии поэт возвратился в Москву, где его ждала торжественная встреча и многолюдный банкет. После возвращения на родину К. Бальмонт много ездит по стране с лекциями, посещает Грузию, учит грузинский язык, активно занимается переводческой деятельностью. В 1915 г. выходит книга К. Бальмонта "Поэзия как волшебство"- трактат о сущности и назначении лирической поэзии. Поэт приписывает слову "заклинательно-магическую силу" и даже "физическое могущество".
В марте 1920 г. был отмечен юбилей поэта - выход его первого ("ярославского") сборника стихов, а в июне вместе с женой (Е. К. Цветковской) и дочерью Миррой он навсегда покинул Россию.

И он покинул навсегда...

Слайд 25

«Мое сердце в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное…»

«Мое сердце

«Мое сердце в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное…» «Мое
в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное…»

Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной: "...нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться". Тоска по родине, отрыв от родной почвы, утрата корней - вот основные темы эмигрантского периода творчества, нашедшие отражение в стихотворениях "Прощание с древом", "Узник", "Просветы", "Сны", "Она", "Россия", "Мое - ей", "Я русский" и др.

Слайд 26

В позднем творчестве поэта мало "бальмонтизмов", его стиль стал суше, краски -

В позднем творчестве поэта мало "бальмонтизмов", его стиль стал суше, краски -
прозрачнее, а музыка стиха - грустнее и тише:
И птица-флейта мне напела в сердце ласку.
Я видел много стран. Я знаю много мест.
Но пусть пленителен богатый мир окрест.
Люблю я звездную России снежной сказку
И лес, где лик берез - венчальный лик невест.

В позднем творчестве поэта мало "бальмонтизмов", его стиль стал суше, краски - прозрачнее, а музыка стиха - грустнее и тише:
И птица-флейта мне напела в сердце ласку.
Я видел много стран. Я знаю много мест.
Но пусть пленителен богатый мир окрест.
Люблю я звездную России снежной сказку
И лес, где лик берез - венчальный лик невест.

Слайд 27

"На Бальмонте, в каждом его жесте, шаге,
слове - клеймо - печать

"На Бальмонте, в каждом его жесте, шаге, слове - клеймо - печать
- звезда - поэта"
М.Цветаева

"На Бальмонте, в каждом его жесте, шаге,
слове - клеймо - печать - звезда - поэта"
М.Цветаева

В 1932 г. у Бальмонта появились первые признаки душевного заболевания. До 1936 г. он жил в убежище "Русский дом", устроенном для нуждающихся эмигрантов матерью Марией в местечке Нуазиле-Гран. Болезнь быстро прогрессировала, поэт подолгу лечился в клинике, и в творческом отношении 1937-1942 гг. были практически бесплодными. В 1942 г. Константин Дмитриевич скончался. Перед смертью он исповедовался: "...Этот, казалось бы, язычески поклонявшийся жизни, успехам ее и блескам человек, исповедуясь перед кончиной, произвел на священника глубокое впечатление искренностью и силой покаяния - считал себя неисправимым грешником, которого нельзя простить" (Б. Зайцев).
Проводить поэта в последний путь пришли несколько человек, на памятнике его по-французски выбили слова: Константин Бальмонт - русский поэт.

Слайд 28

Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден и возрос.
Не

Я русский, я русый, я рыжий. Под солнцем рожден и возрос. Не
ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.
Я русский, я рыжий, я русый.
От моря до моря ходил.
Низал я янтарные бусы,
Я звенья ковал для кадил.
Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я – тропинкою узкой,
Приду – как широкий рассвет.

Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.
Я русский, я рыжий, я русый.
От моря до моря ходил.
Низал я янтарные бусы,
Я звенья ковал для кадил.
Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я – тропинкою узкой,
Приду – как широкий рассвет.

Имя файла: Константин-Дмитриевич-Бальмонт.pptx
Количество просмотров: 158
Количество скачиваний: 0