Слайд 217 век – период крушения средневековой художественной культуры
Рушились традиции, еще недавно казавшиеся
незыблемыми.
Древняя Русь превращалась в Россию – государство с новыми духовными ориентирами.
«Расставание с прошлым» затронуло все стороны жизни – религиозные, политические, художественные.
Новизна связывалась со светским восприятием мира, европейским мышлением, образом жизни.
Слайд 3От иконы к парсуне
Творчество мастеров Оружейной палаты – центра развития искусства при
Алексее Михайловиче: граверы, иконописцы, оружейники, ювелиры, мастера шитья.
Глава школы – Симон Ушаков, требовавший от живописцев правдивого изображения – «как в жизни».
Ушаков сочувственно относился к реалистическому искусству западных художников.
Слайд 4С.Ушаков.
Спас Нерукотворный
Слайд 5С.Ушаков.
Насаждение древа государства российского.
Слайд 7Гурий Никитин - мастер фресковой живописи.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 8Знаменитые фрески выполнены в 1680-81г.г.
совместно с Силой Савиным.
Слайд 9Г.Никитин с артелью. Жатва. Фрески в храме Пророка Ильи в Ярославле.
Слайд 10Г.Никитин с артелью. Жатва. Фрагмент росписи.
Слайд 11Г.Никитин с артелью.
Фреска.
Из жизни Адама и Евы.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле.
Слайд 12Князь
М.В.Скопин-Шуйский.
Парсуна.
Слайд 13Царь Иван Васильевич Грозный.
Парсуна.
Слайд 14Диалог «старины и новизны» в русской словесности
Симеон Полоцкий –
придворный поэт;
создатель регулярной
силлабической поэзии;
разработал проект первого в России высшего
учебного заведения (основа
Славяно-греко-латинской
академии).
Слайд 15Самый выдающийся труд –
«Псалтырь
рифмотворная» –
стихотворный перевод Псалтири
(части Библии).
Слайд 16Протопоп Аввакум – защитник «старины».
1. Глава старообрядческого движения.
2.Сочинения связаны с личной судьбой
автора (15 лет ссылки, заживо сожжен).
3.Вершина творчества – «Житие» (1672) – свобода мысли. Сплетение средневековой фразеологии с новым пониманием человека, его духовного мира.
Искренность, человечность.
Слайд 17Бытовая повесть
«Повесть о Савве Грудцыне» (неизвестный автор).
Почти «фаустовская тема: купеческий сын
заложил душу черту.
«Повесть о Шемякином суде» – развеселая бытовая байка, полная трагических событий. Любимое произведение читающей России 17 века.
Слайд 18Московский театр.
Появился по воле Алексея Михайловича (после его кончины забыт на долгие
годы).
«Комедийная храмина» была сооружена в усадьбе Преображенское.
Первая пьеса (1762) – «Артаксерксово действо» – о судьбе персидского царя.
Автор – немецкий пастор, актеры – иноземцы Немецкой слободы.
Показывались драмы, комедии, балет «Орфей».
Звучал оркестр, орган, хор.
Слайд 19Русское барокко.
Церковь Покрова в Филях.
Слайд 20Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
Слайд 21Теремной дворец Московского Кремля.
Слайд 22Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре.