Слайд 2Социокультурная теория неврозов К. Хорни
К. Хорни была одним из первых психоаналитиков и
психотерапевтов вообще, переключивших свое внимание с ранних детских переживаний как основных источников психических нарушений на более широкий культурный контекст, в котором эти переживания возникают и развиваются.
Позволяет пролить свет на изменяющееся лицо неврозов, на вклад патогенных ценностей и установок культуры в формирование "невротической личности нашего времени "
Слайд 3Современность
Современные исследования различных психических заболеваний подтверждают их биопсихосоциальную природу или, выражаясь в
ставшей популярной терминологии, диатезстрессовую модель. Согласно этой модели, биологический диатез или биологическая уязвимость выливаются в болезнь только при условии воздействия стрессоров неблагоприятных психологических и социальнопсихологических факторов.
Внушительная статистика роста депрессивных, соматотрофных заболеваний означает, что важные факторы эмоциональных расстройств следует искать не только в области биологии, потому что известно, что генетика и биохимия человека не могут столь радикально измениться всего лишь за одно поколение.
Слайд 4Гипотеза
В современной культуре существуют и достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего
количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку.
Это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражениях более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам.
Слайд 5Этимология
Кросскультурные исследования депрессии показали, что число депрессивных нарушений выше в тех культурах,
где особо значимы индивидуальные достижения и успех и соответствие самым высоким стандартам и образцам.
К. Хорни обнаружила почву для стремительного роста тревожных расстройств и в нашей культуре. Почву эту она увидела в глобальном противоречии между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы.
Слайд 6Причины роста тревожности
Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и ее проекция
на других людей. Таким образом, собственная враждебность подавляется и приписывается окружающему миру, что и ведет, согласно К. Хорни, к резкому росту тревоги по двум причинам: 1) восприятие окружающего мира как опасного, 2) восприятие себя как не способного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию, а значит, активное сопротивление опасности).
Культ силы и культ рацио.
Слайд 7Культ успеха и достижения при его сверхценной значимости ведет к депрессивной пассивности,
культ силы к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ рацио к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента.
Если в семьях депрессивных и тревожных больных преобладает стимулирование отрицательных эмоций, то, по предварительным экспериментальным данным, основная тенденция в семьях, где преобладают соматические симптомы эмоциональных нарушений, преобладает тенденция к элиминированию эмоций в форме игнорирования этого аспекта жизни и запрета на выражение чувств. Например, женщина, у которой муж болен раком, жалуется на боли в желудке, но отрицает тяжелые душевные переживания: "Настроение? Нормальное..."
Слайд 8Алекситимия
По гипотезе Холмогоровой и Гаранян, именно подобным образом может развиваться характерная для
этих больных алекситимия – неспособность к осознанию и выражению собственных чувств и, соответственно, чувств других людей. Базовым конфликтом, лежащим в основе этой патологии, можно считать конфликт между эмоциональной природой человека и отказом от этой природы (жизнь "вовне" без учета эмоциональной стороны). Результат – дефицитарные контакты, отрицающий когнитивный стиль и разрастание физиологического компонента эмоций, которые не осознаются и не перерабатываются на психологическом уровне. Коммуникативные механизмы стимулирования отрицательных эмоций и элиминирования эмоций могут сосуществовать, являясь особенно характерными для семей, члены которых страдают эмоциональными расстройствами.
Слайд 9Тенденции.
Из всего вышесказанного можно заключить, что эмоциональную жизнь современного человека определяют две
разнонаправленные тенденции.
Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок.
Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека.
Слайд 10Эмоции и воспитание
Все развитие личности в целом происходит в процессе деятельности через
осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком.
Чем меньше современный человек связан с разрабатываемыми тысячелетиями способами защиты от собственных чувств, тем в большей степени он разрушается ими, так как не готов принять эти чувства и психологически работать с ними.
Слайд 11ЭМОЦИИ И СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Если в семье больного шизофренией или депрессией хотя бы
кто-то из проживающих с ним родственников склонен переживать и выражать большое число негативных эмоций по отношению к больному, то у этого больного резко (более, чем в вдвое) повышается риск повторного приступа и неблагоприятного течения болезни, по сравнению с больными, родственники которых имеют низкий уровень эмоциональной экспрессивности, т.е. не склонны выражать отрицательные эмоции по отношению к больному.
Слайд 12ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК БАЛАНС АФФЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТА
Культ эмоций, однако, также опасен, как
и культ рацио (как любой культ или крайность вообще). Психическое здоровье – это прежде всего баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.). В случае проблемы эмоций речь идет о балансе аффекта и интеллекта, т.е. свободы и права на выражение чувств со способностью осознавать их и управлять ими.
Слайд 13В завершении
И все же за человеком всегда остается выбор: казаться сильным и
благополучным или принять "мирской удел" и быть – быть человеком со всеми слабостями и проблемами, предполагаемыми человеческой природой. Как писал великий психоаналитик К.Г.Юнг:
Утаивание своей неполноценности является таким же первородным грехом, что и жизнь, реализующаяся исключительно через эту неполноценность. То, что каждый, кто никогда и нигде не перестает гордиться своим самообладанием и не признает свою богатую на ошибки человеческую сущность, ощутимо наказывается, – это похоже на, своего рода, проявление человеческой совести. Без этого от живительного чувства быть человеком среди других людей его отделяет непреодолимая стена (Юнг, 1993, с. 17).