Слайд 2«Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей
воле Стал разумен и велик.»
Н.А. Некрасов
Михаил Васильевич Ломоносов - русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
Слайд 3 Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской
губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: "Арифметику" Магницкого, "Славянскую грамматику" Смотрицкого и "Псалтирь рифмотворную" Симеона Полоцкого. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
Слайд 4В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в
Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Слайд 5Учеба в Европе.
В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов
был направлен в университет при Петербургской академии наук,
а осенью того же года - в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.
В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.
Слайд 6
К этому времени (1739г.) относятся первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал
в Россию "Письмо о правилах российского стихотворства" с приложенной к нему одой "На взятие Хотина", в которой практически подтверждал провозглашенные в "Письме" правила русского стихосложения. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр - оду - в "урок царям", трибуну общественного мнения.
Слайд 7В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.
В 1745 - назначен профессором
химии (академиком) Петербургской академии наук.
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.
Слайд 8В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на
русском языке в Академии наук.
В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян.
Слайд 9Главным сочинением Ломоносова по языку была "Российская грамматика", написанная в 1755 году
и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России.
В "Грамматике" дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определяются их основные различия.
Слайд 10Большое значение имело произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка.
Идеи о стилях
русского языка Ломоносов впервые высказал в "Кратком руководстве к красноречию..." (1748); позднее писал об этом в "Российской грамматике" и более детально в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" (1758).
Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию "трех штилей" русского языка.
Слайд 11Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле":
"высокий штиль"
"потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях";
средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.;
низкий - для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел".
"Штили" упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количества славянизмов и просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и просторечные слова.
Такая программа давала возможность создать стилистически единый литературный язык. Теория "трех штилей" оказала значительное влияние на на сближение русского литературного языка с разговорным.
Слайд 12Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай" - в
связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и другими тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России.
Слайд 13Открылась бездна звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне - дна.
Песчинка как в морских
волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я в сей бездне углублён,
Теряюсь, мысльми утомлён.