Слайд 2КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
Он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни,
преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916)
Слайд 4В этой околдованной чарами инея и заходящего солнца стране все пронизано движением:
мчатся тройки, мелькают пятна ярких красок,
переливается множеством оттенков снег. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Для него это — олицетворение единой стихии народной жизни, наиболее ярко выразившейся в праздновании масленицы. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России».
Слайд 6продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей,
рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганыпродолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Слайд 13«Портрет Федора Шаляпина»
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается
над праздничным гуляньем "над горами". На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф.И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа - яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку
Слайд 15«Деревенская масленица.
Гармонист»
1916