Слайд 2«МАСЛЕНИЦА» - ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ
И ТОРЖЕСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА КРАСАВИЦЫ ВЕСНЫ
Масленицу празднуют в
зависимости от дня, на который выпадает православная Пасха. Начинается масленица за 7 дней до начала Великого поста. А в дохристианские времена масленицу гуляли 14 дней. Каждый день в течение недели скоморохи и ряженые проводят игры, развлекают народ: катания на санках с ледяных горок, спортивные состязания, кулачные бои, хороводы. В воскресенье сжигают чучело, символизирующее окончание зимы и начало весны .
В праздничные дни люди веселятся и готовят самые разнообразные блюда, угощая родственников и друзей. Символом Масленицы считаются блины, символизирующие солнце. Они такие же круглые, золотистые и горячие.
Слайд 3Каждый день масленичной недели носит определенное название:
Понедельник – «встреча». В этот день
заканчивали строительство качелей и горок, из старой одежды делали чучело Масленицы. Чучело усаживали на кол и возили по улицам. В понедельник начинали печь блины.
Вторник - "заигрыш". Во вторник организовывали смотрины невест. В гости к родителям молодых девушек приходлили молодые люди полакомиться блинами , покататься на ледяных горках. Цель гуляний – сватовство, чтобы по окончанию Великого Поста молодые могли пожениться.
Среда — "лакомка". В этот день теща угощала блинами зятя. Собирались все родные, пели песни, разыгрывали сценки про заботливую тещу.
Четверг - "разгуляй". В четверг все работы заканчивались, и люди начинали отмечать масленицу во всю ширь: организовывались прогулки на лошадях, бои на кулаках, спортивные состязания и, конечно же, угощения.
Слайд 4Пятница - "тещины вечера" . В этот день теща приходила к зятю
в гости, где уже ее угощали блинами.
Суббота - "золовкины посиделки". Родственники мужа приходили в гости к невестке.
"Прощенное воскресенье". В этот день принято извиняться за все причиненные обиды. Праздник закачивался традиционным сжиганием чучела.
Слайд 5Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) - художник картины «Масленица».
Это праздничное полотно, которое наполнено
весельем и пронизано русским духом и традициями, сегодня признано настоящим шедевром русской живописи.
Картина была написана в 1916 году. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
С глубокой старины Масленица была одним из самых весёлых праздников года. И сегодня Масленица является праздником, который многие ждут, чтобы ощутить его сказочную атмосферу. В старину, во времена Бориса Кустодиева, отношение к данному празднику было ещё более значительным.
Это время, когда и стар и млад пускались в народные гуляния, предавались различным развлечениям, некоторые из которых вполне живы и в наше время. Сжигание чучела, ярмарки, катания на ледяных горках, различные аттракционы и многое другое. На Масленицу никому скучать не приходится.
Слайд 6Именно то русское веселье, которое в этот праздник проникает в сердце каждому
человеку, и описал на своей картине Борис Кустодиев.
Слайд 7На картине мы видим панорамный вид. Кругом ещё лежит снег, город вдали
покрыт белоснежными шапками, однако Масленица — это встреча весны, поэтому веселящиеся люди провожают зиму весёлыми гуляниями.
У подножия склона, на краю города, мы можем увидеть шатёр и столпившийся народ — здесь находится самый центр веселья, ярмарка и представления.
Безудержное масленичное веселье будто воплотилось в этой картине. Живописное полотно настолько радостное, что невольно заряжаешься её атмосферой.
Гениальному художнику удалось передать сам дух праздника. Всё это веселье происходит в предзакатных лучах солнца.
Слайд 8Картина «Масленица», написана в 1919 году. В настоящее время находится в Музее-квартире
И. И. Бродского, Санкт-Петербург.
Слайд 9«Масленица», написана в 1919 году. Находится Национальном художественном музее Республики Беларусь, Минск..
Слайд 10«Масленица», написана в 1920 году. Находится в Санатории «Узкое» Академии наук в
Московской области.
Слайд 11Масленица в рассказе и на картине – это мечта о счастливом прошлом,
которое ушло безвозвратно.
Слайд 12 Отрывок «Отец просыпается рано…где-то на голубятне» (стр.24)
Слайд 14Борис Михайлович Кустодиев. «Московский трактир» (1916)
Одной из примет московского быта издавна
была любовь к чаепитию.
Кустодиев, будучи в Москве, внимательно присматривался к обстановке трактира, куда в морозы по сложившемуся обычаю приходили отдохнуть и попить чаю извозчики-лихачи, старообрядцы, соблюдавшие неторопливый, чинный ритуал чаепития. Образ, созданный художником, — плод сочетания жизненных наблюдений и богатства фантазии. Он стремился к острой характерности в трактовке интерьера, типов, костюмов, в передаче поведения людей. В том-то и состоит одна из главных задач его работы, чтобы при условности изображенного, у зрителя возникло ощущение полной достоверности картины и художественной правды. В основу цветового строя полотна Кустодиев положил красный цвет, чтобы условно передать атмосферу жара трактирного чаепития и в то же время вызвать ассоциации при изображении народных типов лиц с краснофонными новгородскими иконами. На переднем плане, как на сцене театра, художник представил под иконой Николая-угодника кружок лихачей разного возраста в своих типичных синих армяках, подпоясанных цветными кушаками. Они истово прихлебывают чай с блюдечек, а самый молодой из них, грамотный, читает Русское слово — популярнейшую и рассчитанную «на народ» московскую газету сытинского издательства
Слайд 15За симметрично расположенными арочными сводами, словно за боковыми кулисами, контрастно сопоставлены еще
два интерьера — заставленное расписными чайниками и завешенное нарядными подносами тесное помещение с закусками на стойке и всевидящим хозяином трактира у граммофона и помещение для избранных посетителей с «романтическим вкусом». Трактирная романтика — это пальма в кадке, морской лунный пейзаж на стене, певчие птицы в клетках. Беготня расторопных половых-ярославцев подчеркивает позу их товарища, задремавшего справа у стола от временного безделья, контрастирует с неспешными движениями пьющих чай.
Слайд 16Пётр Петрович Кончаловский «В трактире» (1925)
Картина «В трактире» изображает типично жанровую сцену.
Люди в трактире ведут веселый и лукавый разговор. Словом, ситуация простейшая, почти пустяковая.
Художник словно бы «выминает» из краски предметы: дубленые полушубки людей, стол с белой складчатой скатертью, темно-зеленые бутылки, черно-лиловый мех шубы, кумачовые ямщицкие кушаки и красный расписной поднос на буфете и белые пузатые чайники.
Бытовая пустяковина становится фактом искусства.