Слайд 2МИФОЛОГИЯ ( ОКОНЧАНИЕ )
ГЛАВА 7
Слайд 3Мы найдем их в массе легенд , полных значения для древнейшей истории
человеческих воззрений …
Слайд 4 МИФЫ
мифы философские,
или объяснительные мифы, основанные
на реальных, но
неправильно понятых,
преувеличенных
или искаженных описаниях мифы, в которых
предполагаемые происшествия
приписываются легендарным
или историческим личностям мифы, основанные на реализации
фантастической метафоры
мифы созданные для распространения нравственных,
социальных или
политических учений
Слайд 5Стремление человека узнать причины, двигающие каждым событием - характерная черта человека…
Слайд 6близ Лондона, на одном поле, в красной глине было найдено несколько ископаемых
костей мамонта, и в окрестностях распространился слух: «Несколько лет тому назад в этих местах проходили животные, назначавшиеся для зверинца Уомевелля. Один из слонов пал и был зарыт в поле, а теперь эти ученые господа нашли его кости и воображают, что напали на допотопного слона».
Слайд 7Можно упомянуть учение о чудесах, насколько оно специально касается мифологии…
Слайд 8всем известная легенда о святом Патрике и змеях. Д-р Эндрью Бурд в
своем описании Ирландии в царствование Генриха VIII упоминает: «Между тем в Ирландии происходят поразительные вещи, так как там нет ни сорок, ни ядовитых гадов. Там не видать ни ехидны, ни змеи, ни жабы, ни ящерицы и ничего подобного. А я видел камни, которые, имели вид и форму змеи и других ядовитых гадов. Народ в тех местах говорит, что камни эти прежде были гадами и что они были превращены в камни волею божьей и молитвами святого Патрика. И английские купцы из Англии посылают в Ирландию за землей, чтобы посыпать ею свои сады и этим уничтожать ядовитых гадов и препятствовать их зарождению».
Слайд 9В знаменитых развалинах храма Юпитера-Сераписа в Поццуоли, древнем Путеоли, мраморные колонны до
половины покрыты маленькими отверстиями, просверленными литодомами.
Слайд 11Предположить, что теории о родстве человека с низшими млекопитающими являются лишь продуктом
науки, было бы жестокой ошибкой…
Слайд 12В мифологии Центральной Америки высказывается мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем,
«первым народом». Зулусы рассказывают сказку о ленивом вожде Тузи и его племени амафен, мотыги которых приросли к спине и приняли форму хвостов. Тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и они, таким образом, превратились в павианов, которые и до сих пор называются «людьми Тузи»
Слайд 13В португальской рукописи, упоминаемой в отчете экспедиции Кастельно, сообщается вполне серьезно следующий
рассказ о народе, называемом куата: «Индейцы этого племени ходят обыкновенно как четвероногие, опираясь руками о землю. Они низкого роста, и их живот, грудь, руки и ноги покрыты волосами. Они весьма свирепы и используют зубы в качестве оружия. Они спят на земле или на сучьях деревьев, не обрабатывают земли, не имеют никакой промышленности и питаются только плодами, дикими кореньями и рыбой».
Слайд 14Эти мифы часто имеют этнологическое значение, более глубокое, нежели простое заблуждение…
Слайд 15До новейших времен антропология собирала предания об особенностях чудовищных человеческих племен –
то неестественно высоких, то чрезмерно малых, одноглазых, одноногих, безголовых или безротых.
Слайд 19Мусульманские легенды рассказывают о народе гогов и магогов, которые чрезвычайно малы ростом,
но наделены такими же ушами, как у слона.
Слайд 20Когда человек по своему умственному развитию находится еще в периоде создания мифов
и его поражает какое-либо явление или обычай, причина которых ему неясна, он придумывает и рассказывает сказку для их объяснения…
Слайд 21Наиболее затруднителен анализ тех объяснительных преданий, которые не настолько неправдоподобны, чтобы оставить
их без внимания, и не настолько вероятны, чтобы можно было принять их…
Слайд 22При отсутствии подтверждающих доказательств в каждом предании можно заподозрить мифическое начало…
Слайд 23Есть мифы, где вымысел принимает подобие объяснительной легенды…
Слайд 24Всякое собрание мифов переполнено примерами подобной описательной метафоры под оболочкой истории…
Слайд 25Для современного человека такие вымыслы далеко не привлекательны…
Слайд 26Общее отношение аллегории к чистому мифу лучше всего выясняется на примере рассказов,
знакомых каждому ребенку, – в баснях о животных
Слайд 27Миф есть история его авторов, а не действующих в нем лиц. Он
есть воспоминание о жизни не сверхъестественных героев, а создавших его своим поэтическим воображением народов…