Мозаика. Монументально-декоративное искусство Сибири

Содержание

Слайд 2

Предлагаю познакомиться с произведениями монументально- декоративного искусства Красноярска. Что значит монументального? Если

Предлагаю познакомиться с произведениями монументально- декоративного искусства Красноярска. Что значит монументального? Если
говорить просто, то, что связано с архитектурой
Сегодня поговорим о мозаике.

Слайд 3

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое
музам)

— техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации. Также именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства разных жанров.

Слайд 4

Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше

Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше
время, за многие тысячелетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состоящий из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в интересном рисунке.

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИЯ выполнения мозаики:

Как правило, мозаика создается по заранее подготовленному эскизу.
С древности

ТЕХНОЛОГИЯ выполнения мозаики: Как правило, мозаика создается по заранее подготовленному эскизу. С
существуют два основных метода исполнения мозаики: прямой и обратный.
При прямом наборе мозаичные частицы сразу укладывают и вдавливают в грунт (им может служить мастика, цемент, известка, воск и т. д.).
При обратном наборе частицы мозаики сначала укладывают лицевой стороной вниз на бумагу, картон, сетку или иную подложку, а затем закрепляют. После затвердевания основы подложку удаляют.
Мозаичные швы затирают клеем или иным скрепляющим раствором. Иногда уже сложенная мозаика шлифуется и полируется для получения более гладкого, блестящего и реалистичного изображения.

Слайд 6

История мозаики

Еще в Древней Месопотамии подобием мозаики украшали стены жилых домов, дворцов

История мозаики Еще в Древней Месопотамии подобием мозаики украшали стены жилых домов,
и храмов;
Широчайшее распространение мозаика получила в античности. Чаше всего она служила напольным покрытием и стенным декором.
В эпоху Возрождения в мануфактурах Медичи появляется еще одна мозаичная техника: флорентийская мозаика, затем распространившаяся по всей Европе.
Следующим значимым этапом развития мозаики стала эпоха рококо. Для мозаики этого времени поначалу было характерно использование раковин моллюсков и бисера для декорирования небольших предметов вроде шкатулок.
В эпоху модерна наиболее оригинальным и самобытным примером мозаики стали работы архитектора Антонио Гауди.
В России мозаика впервые появилась под влиянием Византии. Новый виток развития искусство получило при Михаиле Ломоносове, который разрабатывал собственную рецептуру смальты. В середине XIX века мозаика использовалась при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Храм Спаса на Крови, декорированный мозаикой, стал самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и ярким примером синтеза мозаики и архитектуры. В 1911 году русские мастера представили на Парижской выставке вазы, декорированные флорентийскими мозаиками из уральских самоцветов. С тех пор эта разновидность произведений называется «русской мозаикой».
В годы Советской власти мозаика становиться неотъемлемой частью архитектурного облика городов

Слайд 7

Уходящая натура: 16 советских мозаик в Красноярске, которые стоит увидеть

После принятия постановления

Уходящая натура: 16 советских мозаик в Красноярске, которые стоит увидеть После принятия
ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года, которое завершило эпоху сталинского ампира и положило начало советскому модернизму, мозаика стала фактически единственным проявлением индивидуальности в период жесткой типизации архитектуры. Сегодня мозаики очень редко наделены статусом объектов культурного наследия и охраняются государством, в Красноярске это всего одно мозаичное панно — «Родина-мать», но кроме него в городе можно найти еще 15 примеров монументального искусства.

В Красноярске в 60-90-х годах XX века так же работала команда замечательных художников, чьи работы до сих пор украшают город.

Слайд 8

мозаика «Полет»
расположившаяся на торце жилого дома на проспекте Мира, у касс «Аэрофлота».

мозаика «Полет» расположившаяся на торце жилого дома на проспекте Мира, у касс
Приглушенные тона, загадочные люди в строгих костюмах, символ розы ветров, компас, сетка параллелей и меридианов

Слайд 9

мозаичное панно «Энергия»,
выполненное Александром Лапко в 1985 году, украшает одну из красноярских

мозаичное панно «Энергия», выполненное Александром Лапко в 1985 году, украшает одну из красноярских ТЭЦ
ТЭЦ

Слайд 10

мозаика встречает гостей на Железнодорожном вокзале Красноярска.

Работа выпускника Ленинградского художественного училища

мозаика встречает гостей на Железнодорожном вокзале Красноярска. Работа выпускника Ленинградского художественного училища
Степана Егоровича Орлова (1929-2003) и выпускника Иркутского художественного училища Владимира Тихоновича Башмакова (1937-2017) — яркий пример исторической и идеологической пропаганды.

Слайд 11

работа казахстанского художника-монументалиста Юрия Францисковича Функоринео (1941), выполненная для Красноярского краевого дворца

работа казахстанского художника-монументалиста Юрия Францисковича Функоринео (1941), выполненная для Красноярского краевого дворца пионеров в 1986 году.
пионеров в 1986 году.

Слайд 12

художник Юрий Петрович Кравченко (1948).

Его мозаичное панно «Био-жизнь» 1978 года украшает

художник Юрий Петрович Кравченко (1948). Его мозаичное панно «Био-жизнь» 1978 года украшает
бывший Дворец культуры завода медицинских препаратов (нынче Афонтово).

Слайд 13

правобережный стадион «Енисей»
Валентин Васильевич Жекалов (1948)

правобережный стадион «Енисей» Валентин Васильевич Жекалов (1948)

Слайд 14

Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной также окончил Георгий Георгиевич

Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной также окончил Георгий Георгиевич
Никифоров (1937), автор мозаичного панно на торце общежития политехнического техникума, выполненного в 1972 году.

Слайд 16

Нередко на мозаичных панно изображались сюжеты повседневности: советский человек, его профессия или

Нередко на мозаичных панно изображались сюжеты повседневности: советский человек, его профессия или
некий производственный процесс — таким образом мозаики тоже являлись частью визуальной советской пропаганды. Работы на общежитии политехнического техникума и на ДК выполнены по всем канонам и рассказывают о жизни рабочих.

Слайд 17

Мозаичное панно из енисейской речной гальки «Родина-мать» на бывшем кинотеатре «Родина» —

Мозаичное панно из енисейской речной гальки «Родина-мать» на бывшем кинотеатре «Родина» —
пожалуй, самая известная мозаика в Красноярске. Выполнена она была в 1965 году красноярским монументалистом, выпускником Киевского художественного института Евгением Степановичем Кобытевым (1910-1973) совместно с группой учащихся Красноярского художественного училища.

Слайд 18

Мозаичными панно из речной гальки также занимался Владимир Феофанович Капелько (Капеля) (1937-2000),

Мозаичными панно из речной гальки также занимался Владимир Феофанович Капелько (Капеля) (1937-2000),
ученик Евгения Кобытева, который участвовал в создании «Родина-мать». Впервые побывав в археологической экспедиции в Хакасии, он изобрел метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу — для того, чтобы спасти наследие древних художников. Одна из работ художника на жилом доме выполнена по этим мотивам.
Имя файла: Мозаика.-Монументально-декоративное-искусство-Сибири.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0