Народные промыслы Нижегородской области

Содержание

Слайд 2

В Нижегородской области есть много умелых мастеров и народных промыслов, многие

В Нижегородской области есть много умелых мастеров и народных промыслов, многие из
из которых знамениты на весь мир. Мало кто не слышал о Хохломской, Городецкой, Полхов-Майданской росписях, резьбе по дереву, кружевоплетении. Нижегородскую область часто называют краем легенд и народных промыслов, так как она занимает лидирующее место в России по сохранённым народно-художественным промыслам. В эпоху инновационных технологий художественные промыслы помогают сохранить традиции, связывающие наших современников с далёкими предками, и сберечь подлинную национальную культуру. Помимо несомненных художественных и функциональных достоинств, изделия мастеров отличаются использованием исключительно природных материалов и всегда неповторимой ручной работой, волшебным образом передавая через материальный предмет душу мастера. Мы познакомим вас с некоторыми народными промыслами данного региона, которые и по сей день завораживают своими своеобразием, красотой и изяществом.

Слайд 3

Хохломская роспись

Не имеющая аналогов в мировом декоративном искусстве хохломская роспись представляет

Хохломская роспись Не имеющая аналогов в мировом декоративном искусстве хохломская роспись представляет
собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Хохлома появилась в XVII веке в сёлах Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино и Глибино (деревня Хохлома, в честь которой назван данный народный промысел, была просто местом, где продавали готовую посуду). Своеобразные технология и колорит, имеющие свои особенности каноны и традиции, уникальный стиль растительного орнамента - вот что привлекает внимание и завораживает зрителей. Хохломские художники выполняют растительный орнамент без каких-либо предварительных эскизов, так как владеют особым приёмом росписи по дереву: они могут держать кисть так, чтобы работали не только пальцы, но и рука целиком. Это позволяет одним движением делать длинные мазки и наносить ряд штрихов на объёмные поверхности.

Слайд 4

Балахнинские изразцы

Искусство изготовления изразцов - глиняных обожженных плиток с выступом - возникло на Нижегородской

Балахнинские изразцы Искусство изготовления изразцов - глиняных обожженных плиток с выступом -
земле в XVI веке. Центром промысла был город Балахна. Изразцы были двух видов: архитектурные и печные. Архитектурные изразцы имели рельефные узоры, которые отпечатывались на глине специальными деревянными формами. Мастера изображали фантастических птиц, плоды, вазы с цветами. Плитки покрывались стекловидной массой (поливой), придавающей блеск и яркость. Цветовая гамма была красочной благодаря контрастам: тона были зелёные, золотистые, белые, синие, голубые и красно-коричневые. Архитектурные изразцы использовали для покрытия куполов церквей, кровель, застилки полов, украшения наличников и стен каменных зданий. Но изготовление прекратилось в XVIII веке. И тут на смену пришли печные изразцы, отличающиеся от архитектурных отсутствием рельефов, меньшим размером и синим, зелёным и коричневым колоритом. Распространённым узором была рамка с сетками, букетами и цветами в вазах, но также использовались сюжеты, заимствованные из лубочных картинок. Рисунки сопровождались надписями. Покрытая изразцами печь вносила уют и своеобразную красоту в интерьер русского дома.

Слайд 5

Городецкая роспись

Особый вид росписи по дереву появился в середине XIX века

Городецкая роспись Особый вид росписи по дереву появился в середине XIX века
в Поволжье, в городе Городец и деревнях Курцево, Косково, Охлебаиха, Репино и Савино. Сначала роспись вовсе представляла собой резьбу, узор которой создавался с помощью вставок из других пород дерева, а позже стал подкрашиваться. Рисунками украшали прялки, сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на потом смену им пришли масляные, темперные и гуашевые. Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали жёлтым, красным или чёрным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Любимыми мотивами художников были жанровые сцены: «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице; поездки на лошадях. Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветочные орнаменты, третьим – изображения коней, птиц и даже экзотических видов, например, львов. Рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Слайд 6

Жбанниковская глиняная свистулька

Жбанниково — деревня Городецкого района, имеющая залежи особой глины — чёрной

Жбанниковская глиняная свистулька Жбанниково — деревня Городецкого района, имеющая залежи особой глины
с золотой россыпью, при обжиге становящейся красной. Сначала из неё делали жбаны для кваса, поэтому село и получило свое название. А потом стали делать свистульки. Жбанниковская свистулька — это и забава для детей, и рабочий инструмент для ярмарочных зазывал. Нижегородские ярмарки знамениты своей «бойкой торговлей». Свистулька из Жбанникова обладала чистым, громким звуком и поэтому была незаменима. Но было ещё одно назначение: оберег. Особенная форма пирамидки на трёх ногах-основах символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия, свистулька-курица своим свисвистулька-коровастом должна была привлекать богатство, а  — здоровье в семью. Имел большое значение колорит: белый цвет — жизнь, красный — солнце, тепло и любовь, жёлтый — цвет хлеба, зелёный — роста, синий — неба, чёрный — плодородия, а золотистый — денежного достатка. Чтобы в каждую игрушку вместилось как можно больше хороших символов, мастера делали их очень яркими и нарядными. Туловище глиняного животного красили в один яркий цвет, а сверху тычком наносили целую россыпь точек, пятен или полосок другого оттенка. Иногда изделия расписывали под хохлому. Секреты мастерства часто передавали по наследству, поэтому в Жбанникове появились целые династии «свистулечников».

Слайд 7

Полхов-Майданская роспись

Полхов-Майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. в селе Полоховский

Полхов-Майданская роспись Полхов-Майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. в селе Полоховский
Майдан, расположенном неподалёку от Дивеевского монастыря. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, жёлтого, зелёного и фиолетового цветов на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, в числе которых матрёшки. Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: реки, домики, мельницы на берегу, церквушки. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря. Что касается фона при росписи орнамента, приоритетный цвет жёлтый, а уже рисунок имеел чёрный, чётко очерченный контур. Художники наносили цвета в определённом порядке: сначала жёлтую краску, которую потом перекрывали алой – так выходил ярко-красный цвет. Или жёлтую краску перекрывали синей, тогда получались листики ярко-зелёного цвета. Ну а в конце наносился чёрный контур. Особенность колорита, привлекающего внимание зрителей, заключается в том, что цвета словно воспевают жизнь, её процветание, красоту каждого дня, саму радость жизни. Такая своеобразная философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

Слайд 8

Казаковская филигрань

Казаковская филингранью (сканью) называют художественную обработку металла в селе Казаково,

Казаковская филигрань Казаковская филингранью (сканью) называют художественную обработку металла в селе Казаково,
сформировавшуюся под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий нового промысла, начавшего свою деятельность с середины 1930-х гг. На основе местных промыслов в 1939 г. была создана первая артельпо производству сканых изделий «Металлист», организатором производства которой стала выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. Казаковцы освоили технику зерни — украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни — спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок. Орнамент казаковской филиграни варьируется от геометрического рисунка зигзагообразных лент до растительных мотивов и декоративных форм. Благодаря такой обработке металла получаются изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, медали, значки. Приемником традиций и навыков Казаковской артели стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». В последние годы на предприятии изготавливались предметы церковного культа: лампады, кресты, панагии, оклады. ЗАО «КПХИ» сотрудничает со Свято-Троицким, Серафимо-Дивеевским, Свято-Даниловским монастырями, Троице-Сергиевой лаврой, собором Александра Невского и храмами Санкт-Петербурга.

Слайд 9

Чкаловский гипюр

Ещё в конце ХIХ века на территории современного Чкаловского района сложился особый

Чкаловский гипюр Ещё в конце ХIХ века на территории современного Чкаловского района
вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке, со звучным названием «гипюр» (от фр. «сквозная вышивка»). Основой для узора служит сеточка размером от 0,5 до 0,8 см, сформированная в самой ткани полотняного переплетения в цехе заготовки под ажур. Согласно рисунку-схеме на ткани намечается расположение будущей сетки, при её создании определенные нити подрезаются и выдергиваются. Затем сетка закрепляется перевивкой. Обычно цвет вышивки соответствует цвету ткани, но может отличаться по тону. А для создания самого узора мастера используют традиционные вышивальные элементы гипюра (их около пятидесяти), это своего рода «вышивальная азбука». Интересны названия этих элементов: «куколка», «подковка», «мушка», «настил», «борона», «цепочка», «тень», «сетка» и др. Благодаря искусному сочетанию этих элементов рождается всё разнообразие и богатство элегантного и воздушного чкаловского или, по-другому, нижегородского гипюра, который Постановлением Правительства Нижегородской области № 306 от 21.10.2003 года ЗАО «Гипюр» (г.Чкаловск) был признан особо ценным объектом культурного наследия Нижегородской области.
Имя файла: Народные-промыслы-Нижегородской-области.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0