Научная работа по литературе на тему “Борьба добра и зла в поэме М.Ю.Лермонтова “Демон””.

Содержание

Слайд 2

Вступление:
Такую тему сочинения я выбрала потому что мне очень интересно отражение

Вступление: Такую тему сочинения я выбрала потому что мне очень интересно отражение
сущности добра и зла известного поэта М.Ю. Лермонтова.
В поэме “Демон” Лермонтов выражает себя в роле самого “падшего ангела” . Он воплощает в нём свои мысли и переживания.
Тема несчастной любви также присутствует в поэме, как и в жизни Лермонтова. Эта трагедия наиболее ярко выражена в признаниях любви.
Всё это делает поэму удивительно привлекательной, даже для тех кто не видит удовольствия в чтении.

Слайд 3

    “Печальный Демон, дух изгнанья,
    Летал над грешною землей... “
     М. Лермонтов

“Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей... “ М. Лермонтов

Слайд 4

 Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над

Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею
нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил свой тираноборческий пафос. Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло — неповиновение ему.

Слайд 5

Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой

Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой смысл,
смысл, приобретают смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля:

Слайд 6

“  Где преступленья лишь да казни,
    Где страсти мелкой только жить;
    Где

“ Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где
не умеют без боязни
    Ни ненавидеть, ни любить.”

Слайд 7

    Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог испепелил

Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог испепелил
страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:
    “Помчался — но куда? зачем?
    Не знаю... прежними друзьями
     Я был отвергнут; как эдем,
     Мир для меня стал глух и нем. “

Слайд 8

    Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила
“немой души его пустыню”:
     “И вновь постигнул он святыню
     Любви, добра и красоты! “

Слайд 9

В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его

В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его
жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог:

“Он любовался — и мечты
    О прежнем счастье цепью длинной,
    Как будто за звездой звезда,
    Пред ним катилися тогда.
    Почувствовав впервые тоску, Демон плачет:
    Поныне возле кельи той.
    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!.. “

Слайд 10

Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица,

Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого
этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

Слайд 11

Когда мы читаем поэму, мы верим в глубину чувств Демона к юной

Когда мы читаем поэму, мы верим в глубину чувств Демона к юной
красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:
“И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора!”
“О! Выслушай – из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом,
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…”

Слайд 12

Тамара поддалась его чарам.
Предсмертный крик Тамары, её расставание с

Тамара поддалась его чарам. Предсмертный крик Тамары, её расставание с жизнью –
жизнью – предупреждение автора против смертоносной отравы демонизма.

Слайд 13

От имени Бога в поэме действует Ангел; бессильный на земле, он

От имени Бога в поэме действует Ангел; бессильный на земле, он побеждает
побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает ненависть в “сердце, полном гордыни”. Очевидно, что в любви Демона происходит резкий и фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:
” Здесь больше нет твоей святыни!
Здесь я владею и люблю!”
Демон погубил Тамару. И даже после её смерти он гнался за её душой и пытался отобрать её у ангела. Но Бог не дал злу восторжествовать. Тамара теперь была свободна, а Демон опять остался один на один с вечностью.

Слайд 14

«Демон» завершает эпоху высокого романтизма, открывая в романтическом сюжете новые психологические

«Демон» завершает эпоху высокого романтизма, открывая в романтическом сюжете новые психологические и
и философские возможности. Как ярчайшее произведение романтизма, «Демон» построен на контрастах: Бог и Демон, небо и земля, бренное и вечное, борьба и гармония, свобода и тирания, любовь земная и любовь небесная. В центре – яркая, исключительная индивидуальность. Но Лермонтов не ограничивается этими типичными для романтизма противопоставлениями, наполняет их новым содержанием. Многие романтические антитезы меняются местами: мрачная искушённость присуща небесному, ангельская непорочность и чистота – земному.
Конфликт Демона шире романтического конфликта: в первую очередь это конфликт с самим собой – внутренний, психологический.
Имя файла: Научная-работа-по-литературе-на-тему-“Борьба-добра-и-зла-в-поэме-М.Ю.Лермонтова-“Демон””..pptx
Количество просмотров: 375
Количество скачиваний: 1