Николай Иванович Кастомаров

Содержание

Слайд 2

Читает: Забродский Д. Николай Ива́нович Костома́ров

Родился 16 мая 1817 в слободе Юрасовка Острогожского

Читает: Забродский Д. Николай Ива́нович Костома́ров Родился 16 мая 1817 в слободе
уезда Воронежской губернии.
19 апреля 1885 умер в Санкт-Петербурге.
Он являлся русским общественным деятелем, историком, публицистом и поэтом, член-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины.

Слайд 3

Читает: Бердникова В. Мать Николая Костомарова

Николай Костомаров появился на свет до вступления в

Читает: Бердникова В. Мать Николая Костомарова Николай Костомаров появился на свет до
брак местного помещика Ивана Петровича Костомарова с крепостной Татьяной Петровной Мельниковой и по законам Российской империи стал крепостным своего собственного отца. Отставной военный Иван Костомаров уже в возрасте выбрал себе в жены девушку Татьяну Петровну Мельникову и отправил её в Москву для обучения в частном пансионе — с намерением потом на ней жениться. Обвенчались родители Николая Костомарова в сентябре 1817 года, уже после рождения сына. Отец собирался усыновить Николая, но не успел этого сделать.

Слайд 4

Читает:Бердникова В. Отец Николая Костомарова

Иван Костомаров, поклонник французской литературы XVIII века, идеи которой он

Читает:Бердникова В. Отец Николая Костомарова Иван Костомаров, поклонник французской литературы XVIII века,
пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне. 14 июля 1828 года он был убит своими дворовыми людьми, похитившими при этом скопленный им капитал. Смерть отца поставила его семью в тяжелое юридическое положение. Рожденный вне брака, Николай Костомаров как крепостной отца в наследство переходил теперь его ближайшим родственникам — Ровневым, которые были не прочь отвести душу, издеваясь над ребёнком. Когда Ровневы предложили Татьяне Петровне за 14 тысяч десятин плодородной земли вдовью долю — 50 тыс. рублей ассигнациями, а также свободу сыну, она согласилась без проволочек.[источник не указан 28 дней] Оставшись с очень скромным достатком, мать перевела Николая из московского пансиона (где он, только начав учиться).

Слайд 5

Читает:Забродский Д. Обучение Николая

Уже в первые годы учения сказались блестящие способности Костомарова, доставившие

Читает:Забродский Д. Обучение Николая Уже в первые годы учения сказались блестящие способности
ему от учителей московского пансиона, в котором он при жизни отца недолго учился. Природная живость характера Костомарова с одной стороны, низкий уровень учителей того времени — с другой, не давали ему возможности серьёзно увлечься занятиями. Первые годы пребывания в Харьковском университете, историко-филологический факультет которого не блистал в ту пору профессорскими дарованиями, мало отличались в этом отношении для Костомарова от гимназии. Сам Костомаров много работал, увлекаясь то классической древностью, то новой французской литературой, но работы эти велись без надлежащего руководства и системы, и позднее Костомаров называл свою студенческую жизнь «беспорядочной». Лишь в 1835 году, когда на кафедре всеобщей истории в Харькове появился М. М. Лунин, занятия Костомарова приобрели бо́льшую системность. Лекции Лунина оказали на него сильное влияние, и он с жаром отдался изучению истории. Тем не менее, он так ещё смутно сознавал свое настоящее призвание, что по окончании университета поступил было на военную службу. Неспособность его к последней скоро стала, однако, ясна и начальству его, и ему самому. Увлёкшись изучением сохранившегося в городе Острогожске, где стоял его полк, архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков. По совету начальства он оставил полк и осенью 1837 года вновь явился в Харьков с намерением пополнить своё историческое образование.

Слайд 6

Читает: Бердникова В. По словам историка Ивана Лаппо:

Костомаров, сторонник федерализма, всегда верный малороссийской народности

Читает: Бердникова В. По словам историка Ивана Лаппо: Костомаров, сторонник федерализма, всегда
своей матери, без всяких оговорок признавал эту народность органическою частью единого русского народа, которого «народная стихия общерусская», по его определению, «в первой половине нашей истории» является «в совокупности шести главных народностей, именно: 1) Южнорусской, 2) Северской, 3) Великорусской, 4) Белорусской, 5) Псковской и 6) Новгородской». При этом Костомаров считал своим долгом и «указать на те начала, которые условливали между ними связь и служили поводом, что все они вместе носили и должны были носить название общей Русской Земли, принадлежали к одному общему составу и сознавали эту связь, несмотря на обстоятельства, склонившие к уничтожению этого сознания. Эти начала: 1) происхождение, быт и языки, 2) единый княжеский род, 3) христианская вера и единая Церковь».

Слайд 7

Читает:Забродский Д. Вклад Н. И. Костомарова в развитие исторической науки Российского

Читает:Забродский Д. Вклад Н. И. Костомарова в развитие исторической науки Российского государства.
государства.

Роль Николая Костомарова в развитии украинской и русской историографии огромна. Он был первым ученым Восточной Европы, радикально изменившим подход к работе историка, поставив во главу угла не описание событий и личностей, а историю народа в его социокультурной целостности и единстве разнообразнейших сфер жизни.
«Истинная любовь историка к своему Отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде», — повторял Николай Иванович. Этому принципу он следовал всю свою жизнь.
Главной идеей историка была «идея народности» он считал, что народ - главное действующее лицо в истории, главный двигатель исторических процессов. История есть прежде всего история народа, а не государства. Государство Костомаров рассматривал как организующую силу, обеспечивающую исторический прогресс.
Согласно концепции Костомарова, главными движущими силами, повлиявшими на формирование Московской Руси, были два начала - самодержавное и удельно-вечевое. Их борьба завершилась в XVII в. победой великодержавного начала.

Слайд 8

Читает: Бердникова В. Сочинения Н.И. Костомарова:

Богдан Хмельницкий в двух частях
Две русских народности
Домашняя

Читает: Бердникова В. Сочинения Н.И. Костомарова: Богдан Хмельницкий в двух частях Две
жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк)
История России в жизнеописаниях ее главнейших деталей. Первый отдел
Кудеяр
Мазепа
Рождение Российской империи
И т.д.
Имя файла: Николай-Иванович-Кастомаров.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0