Слайд 2
Еще волжские булгары славились высоким качеством выделывания кожи. Сшитые из мягкого сафьяна
или юфти узорные сапожки, туфли пользовались большим спросом не только среди местного населения, но и далеко за пределами края. Искусство татарской мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей во многом благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, занимавшихся изготовлением традиционной татарской обуви – ичигов.
Слайд 3
Казанские мастера выработали особую технику безотходного производства, при которой закройщик складывал
стопкой несколько пар разных цветов влажной кожи и вырезал орнамент
всех сапог.
Слайд 4
Затем, меняя между пластами некоторые элементы узора, создавалась многоцветная композиция. Составленные
таким образом в технике кожаной мозаики мотивы сшивались специальным декоративным швом, служившим контуром узора.
Слайд 5 Орнаментам татарской кожаной мозаики в основе которых лежат растительные и зооморфные мотивы придают
зачастую мистическое значение. Так например мотивы набегающих волн, символизируют поклонение воде. Популярны облакообразные, пальметтообразные изображения, всевозможные роговидные, сердцевидные элементы.
Слайд 6Все эти довольно массивные и замкнутые по форме элементы собираются в единую
гармоничную композицию на основе цветного фона.
Слайд 7
Мозаику не надо путать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность
кожи, а в кожаной мозаике - вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык
Слайд 10При этом используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают
и стягивают кусочки кожи. Подобный шов не встречается у других народов, только в искусстве казанских татар.