Содержание
- 2. Цели курса: систематизация знаний по основным разделам курса; знакомство с полиграфическими, методическими материалами Образовательного центра «Школьный
- 3. Учебно-методическое пособие (курс 70 часов) Электронный практикум Программы, методические рекомендации: цели и задачи изучения курса; -
- 4. Концепция курса Установка Borland Pascal и Free Pascal Среда исполнителя Крошка Ру Алгоритмизация Программирование на языке
- 5. 20 часов Рабочая программа КПК (Turbo Pascal)
- 6. Первый этап. Постановка задачи. Второй этап. Математическое или информационное моделирование. Третий этап. Алгоритмизация задачи. Четвёртый этап.
- 7. Развитие семейств языков VISUAL BASIC С++ Object Pascal Среда Delphi BASIC QBASIC PASCAL С VISUAL PASCAL
- 8. Подпрограмма Начало Условие Действие 1 Цикл Конец Действие 2 1 этап. ЛИНЕЙНЫЕ (самые первые программы). 2
- 9. 1. Отвечает требованиям структурного программирования Позволяет строить программу из отдельных блоков. применяются три управляющие конструкции: следование,
- 10. Интерфейс включает в себя: многооконный текстовый редактор; компилятор, компоновщик программ; отладчик программ; систему помощи. Интерфейс среды
- 11. Список открытых файлов: Alt + 0. Быстрый доступ к открытым файлам: Alt + . Просмотр текущего
- 12. Объявление идентификаторов Однозначность операций над данными Операции с данными ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ДАННЫХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПЕРЕМЕННЫХ ЗАДАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ
- 13. Тип данных — это характеристика идентификатора, определяющая множество значений, которые он может принимать (целые или дробные
- 14. Конечный набор возможных значений Выход за пределы диапазона приводит к ошибке Синтаксис: Var : ; .
- 15. Арифметические операции: Sqr ,+, −, *, / Стандартные функции: Нельзя использовать с целыми типами Работа функций
- 16. Стандартные функции: Pi, Sqrt, Sin, Cos, Abs, Exp, Ln. Арифметические операции: Sqr, +, -, *, /
- 17. Модуль расширяет возможности программ путём введения дополнительных операторов, стандартных процедур и функций. Пример включения стандартных модулей:
- 18. Ввод информации с клавиатуры обеспечивает процедура ввода: Read или ReadLn. Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn);
- 19. Через функцию ReadKey для чтения первого байта из очереди нажатий на клавишу. Через процедуру ввода Read(Ln)
- 20. Для задания значения переменной необходимо воспользоваться оператором присваивания := := ; В переменную (целочисленную) с именем
- 21. «Пустой» оператор WriteLn добавляет пустую строку. Вывод информации на монитор обеспечивает процедура вывода: Write или WriteLn.
- 22. Форматы вывода
- 23. Синтаксис: GotoXY(X,Y:Integer); X, Y — координата знако-места на экране. Program My_program; {Подключение модуля} Uses Crt; Begin
- 24. TextColor(Color); Определяет цвет символов. TextBackground(Color); Определяет цвет знако-места. Program MyProgram; Uses Crt; Begin TextColor(Red); TextBackGround(Blue); Write('На
- 25. Синтаксические — несоблюдение правил языка, исправляются на стадии компиляции. Семантические — завися от конкретных значений переменных,
- 26. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 27. 1. Выполните программу вычисления над двумя числами x и y, используя различные функции и дополнив вывод
- 28. Функции Подпрограмма — часть программы, оформленная в виде отдельной синтаксической конструкции и снабжённая именем (самостоятельный программный
- 29. Оперативная память: Работающая программа Данные Программы ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ Данные программы ЛОКАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ Работающая подпрограмма Глобальные имена
- 30. Список параметров предназначен для обмена информацией между вызывающей и вызываемой подпрограммами. Параметры: формальные фактические входные выходные
- 31. Параметры-значения — механизм передачи по значению Используются только для входных параметров. Механизм передачи данных Параметры-константы —
- 32. Используемый материал: Procedure ; Var ; Function : тип; ЗАДАНИЕ Задание 4 1. Выполните программу, которая
- 33. Для работы с графикой в Pascal необходимы два файла: модуль graph.tpu (находится в каталоге в \BGI).
- 34. Инициализация графика
- 35. Заливка объектов SetFillStyle (x,y); — устанавливает маску заливки и цвет фона. FloodFill (x,y,z); — устанавливает координаты
- 36. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 37. Практическое занятие Задание № 1 Задание № 11 Задание № 12 Задание № 14 Задание №
- 38. ТЕСТ Раздел 1 2 часа Графический модуль Тема 3 1 час Интегрированная среда разработки программ на
- 39. В языке Pascal имеются два оператора ветвления: If (ветвление по условию); Case (ветвление по выбору). Если
- 40. Краткая форма (К. Ф.) : If then ; Полная форма (П. Ф.): If then else ;
- 41. Y:=0; Y:=X; Y:=2*X; 1. Объединить в II крупных варианта. x =0 if x 2. Разделить II-ой
- 42. 1 способ 2 способ Надо помнить!!! Условный оператор можно вставить: 1. После слова else; 2. После
- 43. Операции сравнения: > — больше; = — равно; >= — больше или равно; — не равно.
- 44. Если после слов Then или Else необходимо записать несколько операторов, то их заключают в операторные скобки
- 45. Используемый материал: 1. Выполните программу: Определите чётность либо нечётность вводимого числа функцией mod. 2. Выполните программу:
- 46. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 47. Оператор выбора используется для замены конструкций и вложенных условных операторов. Синтаксис: Case of : ; :
- 48. Case x of -128..-1: writeln(‘Отрицательные’); 0: writeln(‘Ноль’); 1..127: writeln(‘Положительные’) Else WriteLn(‘Выход из диапазона’); End; Case Рост
- 49. Используемый материал: 1. Выполните программу «Калькулятор», которая при вводе символа с клавиатуры: «+», «−», «/», «*»
- 50. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 51. В языке Pascal имеются три оператора цикла: For (цикл на заданное число повторений); While (цикл ПОКА
- 52. For {парам} := {нач_зн} To {кон_зн} Do {оператор} ; Цикл на заданное число повторений с возрастающим
- 53. Параметр цикла имеет 2 функции. FOR :=S1 to S2 do Счётчик цикла Работает по формуле S1:=S1+1(I:=I+1)
- 54. Команда random(n) выдаёт случайное целое число из промежутка [0;n−1]. Функция random(16) возвращает случайное число из промежутка
- 55. Внешний цикл J Начинает работу. Выполняется 10 раз. Внутренний цикл I Выполняет 10 проходов за 1
- 56. Используемый материал: 1. Выполните программу вывода на экран в три столбца список чисел от 1 до
- 57. While {условие} do {оператор}; Цикл While сначала проверяет условие, и только если оно истинно, выполняет тело
- 58. Программа вывода на экран суммы чисел от a до b. Цикл работает, пока изменяющаяся переменная f
- 59. Используемый материал: 1. Выполните программу, которая определяет максимальное из введённых чисел с клавиатуры (ввод чисел заканчивается
- 60. Repeat {тело_цикла} Until {условие}; Нет необходимости в цикле Repeat использовать составной оператор, т. к. данная конструкция
- 61. Цикл работает, пока изменяющаяся переменная f не станет больше значения b Пример программы вывода на экран
- 62. Используемый материал: 1. Выполните программу «Калькулятор» (слайд 50). Применив цикл Repeat, доработайте программу самого калькулятора, где
- 63. For Repeat While Выбор модели цикла, зависит лишь от удобства его использования в конкретной ситуации. Мы
- 64. For Repeat While Зацикливание и прерывание циклов Для гибкого управления циклическими операторами используются процедуры: • Break
- 65. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 66. Символьный тип данных — для хранения одного символа Один из 256 символов. Таблицы ASCII-кодов. Значения в
- 67. Ord(x) — возвращает порядковый номер. Chr(x) — преобразует целое число (тип Byte) в символ ASCII-кода. Pread(x)
- 68. 1. Цикл For определяет ширину поля. 2. Для вывода последовательности алфавита — используем диапазон. 3. —
- 69. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 70. 1. Выполните программу, способную управлять движением объекта на экране (движение паучка). Символьный тип называется Char: символы
- 71. Анимация в Pascal Алгоритм моделирования движения Устанавливаются начальные значения координат объекта. В цикле объект стирается. По
- 72. 1. Выполните программу по анимации объекта. Движение солнца по небу. Анимация в Pascal 2. Выполните задание
- 73. 7 часов Раздел 2. Основные алгоритмические конструкции 2 часа Оператор повтора Тема 5 Тема 7 Тема
- 74. Массив — это фиксированное количество значений одного типа. Массив объявляется в разделе Var: A = 0
- 75. Примеры объявления массивов: Var A : Array [1..4] of String; B : Array [0..662] of Real;
- 76. {Имя} : Array [ {нач_зн} .. {кон_зн} , {нач_зн} .. {кон_зн} , {и т.д.} ] of
- 77. Ввод с клавиатуры For i:=1 To N Do Read(A[i]) Ввод случайным образом For i:=1 To n
- 78. Накопление суммы s:=0; For i:=1 To n Do s:=s+a[i]; p:=1; For i:=1 To n Do p:=p*a[i];
- 79. Количество строк равно количеству столбцов Побочная диагональ. Сумма индексов элементов на 1 больше размерности строки/столбца. Главная
- 80. Для генерации в программе случайных чисел используют генератор случайных чисел (ГСЧ ) — функция random Randomize
- 81. Используемый материал: Объявления массива: : Array [ … ] of ; Доступ к массиву: [ ]
- 82. Строки — упорядоченный набор символов. S := X; X := S; Строковый тип данных (String) Строки
- 83. Delete — удаление символа из строки. Insert — вставка строки в строку. Copy — выделение подстроки.
- 84. Строковый тип называется String строковая переменная может содержать не более 255 символов; если заранее известно, что
- 85. ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
- 86. Компилятор Turbo Pascal поддерживает три типа файлов: Работа с файлами
- 87. Последовательность действий при работе с файлами: Работа с файлами
- 88. Для организации работы техстовыми с файлами используют процедуры: Assign, Rewrite, Reset, Write, Read, Close. 1. Создайте
- 89. Множество — неупорядоченная совокупность неповторяющихся элементов одного типа, имеющих общее имя. = SET OF Множества VAR
- 90. Правила записи элементов множества Квадратные скобки. Любой скалярный тип, кроме типа real, word. [1,2,3,4] [‘a’..’z’] Символьные
- 91. Операции над множествами А B А B А B Объединение множеств (А+В) Пересечение множеств (А*В) Разность
- 92. Используемый материал: 1. Выполните программу: Из множества целых чисел 1...20 выделитe множество чисел, делящихся на 6,
- 93. Запись — это набор элементов разнородного типа. Элементы (поля) определяются именем. Доступ к конкретному полю происходит
- 94. type persona= record name:string[20];{фамилия} sex:boolean; {пол} bd: date; {дата рожд.} sb:real; {средний балл} end; var student:
- 95. Доступ к конкретному полю происходит через обращение имени записи и имени поля. Имя записи. Имя поля
- 96. Используемый материал: 1. Выполните задание урока 28 «Живут студенты весело, или Записи» электронного практикума. ЗАДАНИЕ Type
- 97. Контрольный обзор по разделу
- 99. Скачать презентацию