Слайд 2Основной целью православной архитектуры всегда было духовное перерождение и совершенствование человека и

утверждение православных людей в вере. Этой цели подчинены все внешние и внутренние составляющие храма. Любая деталь, независимо от того, часть ли это строительной конструкции или элемент художественной отделки, несет в себе не только архитектурный, но и определенный духовный смысл. Весьма интересны религиозные, символичные, и архитектурные значения окон в православном храме.
Слайд 3
Большие окна характерны только для высоких многоярусных деревянных храмов. Среди образцов православной

архитектуры выделяются храмы с круглыми окнами и люкарнами, нетипичные для православного храмового зодчества. Большие круглые окна, называемые «розами», свойственные постройкам в готическом стиле, впервые появились в православных храмах Руси, спроектированных архитекторами-иностранцами.
Слайд 4
Тот факт, что окна православных храмов с глубокой древности не только служили

для освещения, но изначально имели символическое значение, подтверждается их размерами, расположением и количеством. Окна древних византийско-русских храмов были намеренно узкими, так что даже в яркий солнечный день внутри храма царил полумрак, символизирующий земную человеческую жизнь, находящуюся в сумраке неведения и греха, в котором все-таки светит негасимый свет веры, свет Божий.
Слайд 5Солнечный свет, проникающий в здание в очень ограниченном количестве, был образом Света

невещественного. В каждой стене храма обычно делали два ряда окон – в одном ряду размещали три окна, в другом – два окна; окна означали Свет Троицы и Свет Господа нашего Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах.
Слайд 6В отличие от православных, в готических храмах нет куполов, место массивных стен

занимают стеклянные плоскости больших окон, поэтому световое пространство готического храма имеет совсем другой характер. В связи с небольшой площадью стен, именно на окна были перенесены канонические образы христианского учения. Для этого окна заполнили витражами. Образ Господа Вседержителя стали размещать в главном круглом окне – «розе», которое можно трактовать как проекцию исчезнувшего купола. Другие изображения также заняли свои места в витражах согласно системе иерархии св. Дионисия Ареопагита (в полной аналогии православным фрескам). Общий характер освещения в таком интерьере – спокойный и ровный, что отвечает принципу равных прав всех прихожан на принятие благодати.