Содержание
- 2. Додо (на рисунке П.Соколова) ДОДО Умеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить, Улыбкой гордой уничтожить, Улыбкой
- 3. Вехи жизни и творчества Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г. Владела 4 иностранными языками
- 4. Стихи Е.П.Ростопчиной Талисман Есть талисман священный у меня. Храню его: в нём сердца всё именье, В
- 5. Литературный салон Ростопчиной в Петербурге Основан ею по приезду в столицу в 1836г. Круг «литературных аристократов»,
- 6. М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ Я верю: под одной звездою Мы с вами
- 7. Литературные субботы в Москве На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был одним из ярких эпизодов
- 8. Критика в конце жизни Революционные демократы В.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту содержания и «служение богу
- 9. Встреча с А.Дюма В 1857 графиня тяжело заболела В 1858 году с умирающей сорокашестилетней Ростопчиной в
- 10. Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)
- 11. В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к литературной ее
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Додо
(на рисунке П.Соколова)
ДОДО
Умеешь ты сердца тревожить,
Толпу очей остановить,
Улыбкой гордой уничтожить,
Улыбкой
Додо
(на рисунке П.Соколова)
ДОДО
Умеешь ты сердца тревожить,
Толпу очей остановить,
Улыбкой гордой уничтожить,
Улыбкой
(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 3Вехи жизни и творчества
Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г.
Владела
Вехи жизни и творчества
Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г.
Владела
Несчастливый брак с графом А.Ф.Ростопчиным, сыном московского генерал-губернатора
Многолетний роман с А.Н.Карамзиным (сыном историка), имела от него двух внебрачных дочерей
В 1831г. опубликовала первое стихотворение – «Талисман»
Выдающийся успех среди современников, лестные отзывы Пушкина, Лермонтова, Жуковского
1841 – выход первого сборника стихов (лирика любви неразделённой, но непременно изящной и светской)
1845 – баллада «Насильный брак» (аллегория об отношениях России и Польши), вызвавшая гнев императора
Патриотические стихи в эпоху Крымской войны
Комедии («Возвращение Чацкого в Москву», «Дом сумасшедших»), пьесы (на сценах столичных театров), проза («Очерки большого света», «Счастливая женщина»)
Слайд 4Стихи Е.П.Ростопчиной
Талисман
Есть талисман священный у меня.
Храню его: в нём сердца всё
Стихи Е.П.Ростопчиной
Талисман
Есть талисман священный у меня.
Храню его: в нём сердца всё
В нём цель надежд, в нём узел бытия,
Грядущего залог, дней прошлых упоенье.
Он не браслет с таинственным замком,
Он не кольцо с заветными словами,
Он не письмо с признаньем и мольбами,
Не милым именем наполненный альбом
И не перо из белого султана,
И не портрет под крышею двойной...
Но не назвать вам талисмана,
Не отгадать вам тайны роковой.
Мне талисман дороже упованья,
Я за него отдам и жизнь, и кровь:
Мой талисман - воспоминанье
И неизменная любовь!
Романс
Когда б он был теперь со мною,
Наряд бы мой прельщал меня;
Но нет его!.. душа моя
Полна страданьем и тоскою.
Когда я сердце отдала,
Я быть кокеткой не умела,
Но он нашёл что я мила.
Теперь пленять я б не хотела,
Что в красоте?.. здесь нет его!
Когда б он здесь был, я б желала
Блистать умом и остротой;
Но нет его - исчез ум мой,
Игривость резвая пропала,
Веселье взор мой не живит,
Воображенье охладело;
Душа и сердце - всё молчит!
Теперь блистать я б не хотела,
К чему мне ум?.. здесь нет его!
Слайд 5Литературный салон Ростопчиной в Петербурге
Основан ею по приезду в столицу в 1836г.
Круг
Литературный салон Ростопчиной в Петербурге
Основан ею по приезду в столицу в 1836г.
Круг
Евдокия обладала магнетической женственностью и была «звездой» балов
Изображена здесь на картине худ.Г.Кордика
Слайд 6М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы
ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ
Я верю: под одной звездою
Мы
М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы
ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ
Я верю: под одной звездою
Мы
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Но что ж! -- от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной
Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять...
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой
В пустыне моря голубой:
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утеса каменная грудь.:.
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заемный
И ласки вечные свои.
Слайд 7Литературные субботы в Москве
На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был
Литературные субботы в Москве
На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был
Основу кружка составляли Островский, Мей, Филиппов, Эдельсон, скульптор Рамазанов; артисты сцены: Щепкин и Самарин... Из петербургских писателей бывали Григорович, Тургенев, Майков...
Частым гостем салона был художник Павел Андреевич Федотов, написавший портрет поэтессы в феврале — мае 1850 года в доме Ростопчиных (слева)
Слайд 8Критика в конце жизни
Революционные демократы
В.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту содержания и
Критика в конце жизни
Революционные демократы
В.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту содержания и
Н.Добролюбов и Н.Чернышевский осуждали произошедший во взглядах Ростопчиной поворот в 1850-е, обвиняя её в ретроградстве (поэтесса не принимала идеи ни западников, ни славянофилов, дистанцировалась от политических дискуссий, общественных проблем)
Н.Огарёв «Отступнице» (отрывок)
…Но вы какому-то французу
Свободу поносили вслух
И русскую хвалили музу
За подлый склад, за рабский дух,
Меня тогда вы не узнали,
И я был рад: я увидал,
Как низко вы душою пали…
Мне жалко вас. С иною дамой
Я расквитался б эпиграммой,—
Но перед вами смех молчит,
И грозно речь моя звучит:
Покайтесь грешными устами,
Покайтесь искренно, тепло,
Покайтесь с горькими слезами,
Покуда время не ушло!..
Слайд 9Встреча с А.Дюма
В 1857 графиня тяжело заболела
В 1858 году с умирающей сорокашестилетней
Встреча с А.Дюма
В 1857 графиня тяжело заболела
В 1858 году с умирающей сорокашестилетней
Федор Иванович Тютчев писал в письме, что в тот вечер Дюма стоял перед «милейшей Додо» на коленях...
Слайд 10Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)
Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)
Слайд 11В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной
Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что
В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной
Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что
славной, ныне забытой.
В стихах ее довольно найдется формальных промахов, плохих рифм, образов, устарелых даже в ее время. Ее поэзия не блистательна, не мудра и не глубока. Это не пышная ода, не задумчивая элегия. Это -- романс, таящий в себе особенное, ему одному свойственное очарование, которое столько же слагается из прекрасного, сколько из изысканно безвкусного.
Красивость, слегка банальная, -- один из необходимых элементов романса. Пафос его не велик. Но тот, кто поет романс, влагает в его нехитрое содержание всю слегка обыденную драму души страдающей, хоть и простой.
В наши дни, напряженные, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить ее чувства, простые и древние, как земля, которой вращенье, очарованье и власть вечно священны и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зеленые весны, щелк соловья и лунная ночь!
Пускай же хоть иногда осеняют их легкими своими крыльями святая простота и родная сестра ее - святая банальность.
1908