Слайд 2Хронология
476 г НЭ XIII – XVI века конец XIX сер. XX
Слайд 3Повторение
Античность
Средневековье
НОВОЕ ВРЕМЯ
Возрождение
Досократики
Идеалисты
Эллинисты
Патристика
Схоластика
Английское Просвещение
Французское Просвещение
Немецкое Просвещение
Слайд 4В эпоху Возрождения:
На смену схоластике приходит гуманизм, в радикальных проявлениях – антропоцентризм.
Признание
человека высшей ценностью приводит к отказу от священных текстов как основ:
познания,
понимания общества и государства
Поиск нового метода познания выражается в противостоянии рационалистов и эмпириков
Поиск новой основы государства и общества приводит к идее «государство для человека», вместо античного «счастлив не человек, счастливо государство», равенства людей.
Слайд 5Просвещение: эпоха
критика традиционных институтов, обычаев и морали,
окончательное свержение феодальной идеологии,
борьба
за свободное философское мышлении, борьба разума против веры.
политические свободы и демократия
религиозная толерантность, веротерпимость.
рыночные механизмы, идеология капитализма.
Слайд 6Просвещение: обзор философии
Философы французского Просвещения преимущественно:
Материалисты
Рационалисты. Природа и люди — это механизмы,
действующие по единым законам => желание перестроить на законах разума общество: спекуляция в философии.
Но рассматриваемые нами – эмпирики!
\ => решение основных проблем философии и вносят в ее классический образ просветительскую тенденцию, которая основывается на идее особой роли знаний в социальном развитии.
Слайд 7Tabula rasa
(«чистая доска»)
Основание эмпиризма.
Отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного
умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.
Слайд 8Томас Гоббс
Эмпирик, материалист
Естественное состояние человека
Общественный договор
Государство - Левиафан
Слайд 9Естественное состояние человека
Естественное состояние:
люди не стремятся к совместной (полисной) жизни
Поступки людей базируются
на чувственности,
естественное состояние – это война всех против всех.
равенство всех на применение силы, равенство желаний.
естественным правом является «право на все».
понятия добра и зла сводятся к жизни и смерти => для защиты этого единственного блага – жизни, человечество заключает договор о создании Левиафана,
передавая ему свой суверенитет (который из народного превращается в государственный)
решая считать его действия своими
Слайд 10Левиафан
Естественная свобода естественного состояния уничтожает сама себя, и поэтому должна быть ограничена.
Обязанности
суверена по обеспечению внутреннего спокойствия государства.
Левиафан порождён договором, но сам его стороной не является, ведь то был договор между людьми о его создании.
Договор установил единство воли Левиафана и подвластных ему (считать действия государства своими), а значит, о какой-либо несправедливости действий власть имущих не может быть и речи, ведь это значило бы признать собственные действия таковыми.
оставшаяся в естественном состоянии часть человечества может быть уничтожена Левиафаном. Ему же следует следить за поддержанием абсолютной власти, бороться с вредными учениями (разделениями властей, свободой совести).
Левиафан не допускает чрезмерного богатства как человека, так и города – а то они власть отнимут…
Слайд 11Джон Локк
Эмпирик и материалист.
Естественные права человека в естественном состоянии.
Общественный договор
Разделение властей
Слайд 12Естественное состояние
Естественное состояние – явление нормативное, а не хаотичное.
Нормы естественного права
(юс - натурализма):
Даны от природы
Определяют естественные для каждого человека права и обязанности
Не могут быть изменены государством.
Должны быть им защищаемы
Слайд 13Естественные законы
жизнь принадлежит Богу, ибо им она дана, так что не в
человеческой власти ее лишать.
человек владеет телом, и следовательно имеет право распоряжаться результатами работы этого тела – трудовая теория собственности.
правовое равенство, равенство всех перед законом в правах и свободах.
Слайд 14Общественный договор и разделение властей
Для защиты естественного закона в потестарном (догосударственном) обществе
недостает определённых гарантий:
государственного закона для кары нарушителей,
суда, чтобы разрешать споры на основании этого закона
аппарата принуждения для реализации судебных решений.
Индивиды, отказываясь от власти и заключая договор, учреждают три ветви власти.
Слайд 15Право на восстание против тирании
Власть законодательная первична, именно она непосредственно создана народом.
Поэтому народ, обладающий собственным суверенитетом, всегда может эту власть отобрать и назначить для ее реализации новых людей.
Это власть верховна, ибо издает обязательные для всех законы, но при этом сама же им и подчиняется (ср: надзаконность суверена Бодена).
В значительной мере ограничена. Выражается это в необходимости создавать законы, не противоречащие естественному праву.
Оправдание буржуазных демократических революций: если власть не выполняет своих функций, то такая власть должна быть изменена самими людьми.
Слайд 16Основная ошибка теории общественного договора
Вот одновременно все взяли, собрались, и подписали!
Слайд 17Вопросы для самопроверки:
Общие направления философии Просвещения.
Томас Гоббс: общественный договор и Левиафан.
Джон Локк:
общественный договор и естественное право.
Основная ошибка теорий общественного договора: