Слайд 2Понятие смысла как научное понятие возникло в контексте изучения понимания текстов в
рамках науки герменевтики.
Проблема соотношения "значения" и "смысла" текстов и речевых выражений получила развитие в конце XIX — первой половине XX века в науках о языке — лингвистике, семиотике и логической семантике.
Американский философ Кларенс Ирвинг Льюис (1983) различает языковое и смысловое значение. Языковым значением слова можно овладеть, найдя его определение в толковом словаре. То, что при этом ускользает — это смысловое значение, связанное со знанием всех вариантов правильного употребления слова в разных контекстах.
Слайд 3 Отечественный философ Г.Л.Тульчинский, проанализировав идеи М.Бахтина, Г.Шпета, П.Флоренского, А. Лосева, Л.С.Выготского и
А.Н.Леонтьева, выделяет следующие уровни, которые могут быть выявлены в любом знаке или тексте:
1) материальная форма знака,
2) предметное значение,
3) смысловое значение,
4) оценочное отношение,
5) переживание.
Таким образом, смысл является более широким контекстом, чем значение. При всем разнообразии конкретных трактовок "смысла" и его соотношения со "значением", можно выделить общее: в отличие от значения, смысл всегда указывает на замысел, задачу автора высказывания, на неязыковый контекст.
Слайд 4 В работах немецкого философа Эдмунда Гуссерля смысл предстает как основная образующая ткань
сознания.
Ученик Гуссерля, Карл Ясперс говорит о смысле как о понятии, характеризующем взаимосвязь психических явлений в душевной жизни человека, в его «личностном мире».
Другую философскую концепцию смысла мы находим в работах представителя французского экзистенциализма Мориса Мерло-Понти. Он вводит понятие смысла как основного организующего принципа поведения живых систем.
Слайд 5Ещё один контекст употребления понятия смысла в гуманитарных науках, затронутый уже Ясперсом
и Сартром, связан с проблематикой экзистенциального смысла человеческого бытия. Утрата человеком смысла вызвана утратой духовного центра и порождает специфическую форму тревоги.
Слайд 6 Другой контекст употребления понятия смысла в гуманитарных науках подразумевает постановку проблемы смысла
человеческих действий и других невербальных проявлений. В числе авторов, заложивших основы такого понимания смысла - В.Дильтей, Э.Шпрангер и М.Вебер.
Шпрангер вводит понятие смысловой связи, понимая под ней связь с ценностью, выступающей объяснительной инстанцией по отношению к смыслу.
Для Вебера смысл является ключевым понятием в понимании не только человеческих действий, но и человеческой культуры.
Слайд 7 Представитель трансперсонального подхода Налимов утверждает, что человек «существует лишь в той
мере, в какой он погружен в мир смыслов». Хотя смыслы, по Налимову не являются атрибутом только лишь человеческого существования, он приписывает им весьма существенную антропологическую функцию: «Смыслы делают нас активными, психически здоровыми, но если они не обновляются постоянно в соответствии с меняющейся ситуацией, они могут играть и негативную роль — угнетать, подавлять, догматизировать человека».
Слайд 8 Итак, проанализировав трактовки смысла в философии и гуманитарных науках нужно обратить внимание
на две основных черты, объединяющие практически все эти трактовки, несмотря на многочисленные их различия.
Смысл (будь то смысл текстов, фрагментов мира, образов сознания, душевных явлений или действий) определяется, во-первых, через более широкий контекст, чем значение, и, во-вторых, через целевую направленность, предназначение или направление движения.