Понятие сознания в немецкой классической философии

Содержание

Слайд 2

Cознание -- это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий

Cознание -- это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий
собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

Слайд 3

Иммануил Кант (1724-1804)

Модель качественно разнородного сознания, состоящего из пассивной чувственности и активного рассудка. Сознание рассматривается им как особая

Иммануил Кант (1724-1804) Модель качественно разнородного сознания, состоящего из пассивной чувственности и
активность. Взяв за образец механику Ньютона, он выделяет основные силы Ума и строит своеобразную механику сознания.

Слайд 4

Под способностью сознания Кант понимает то, что позволяет осуществлять взаимосвязь между субъектом и объектом,

Под способностью сознания Кант понимает то, что позволяет осуществлять взаимосвязь между субъектом
т.е. те способы активности субъекта, которые позволяют ему выходить за свои пределы.
Способности ума мыслятся Кантом как способы подачи (образования) различных представлений, поэтому между способностями и представлениями существует тесная связь.

Слайд 5

Познание мыслится Кантом как рассудочное оформление чувственной материи, а полученный итоговый результат познания описывается формулой:

Познание мыслится Кантом как рассудочное оформление чувственной материи, а полученный итоговый результат

«знание (опыт) = чувственная материя + рассудочная форма».

Слайд 6

Началом познания является акт чувственного восприятия, в результате которого внешняя для сознания «вещь в

Началом познания является акт чувственного восприятия, в результате которого внешняя для сознания
себе» воспринимается вовнутрь, т.е. помещается на внутренний экран сознания. Тем самым «внешние» предметы присваиваются сознанием и располагаются на экране сознания как чувственные представления, которые отличны друг от друга. При этом на экране сознания выделено особое представление «Я [мыслю]», или самосознание, которое выступает началом координат для других — воспринятых — представлений. 

Слайд 7

Вместе с этим осуществляется важнейший для познания акт схватывания, благодаря которому на экране

Вместе с этим осуществляется важнейший для познания акт схватывания, благодаря которому на
сознания формируется пространственно-временной образ.

Слайд 8

Значительное место в развитии немецкой классической философии принадлежит Иоганну Готлибу Фихте (1762

Значительное место в развитии немецкой классической философии принадлежит Иоганну Готлибу Фихте (1762
1814). 

Фихте конструирует "субъективный субъект объект". Опираясь на каждодневный жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании.

Слайд 9

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 — 1854)

Шеллинг разделяет общую с Фихте идею

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 — 1854) Шеллинг разделяет общую с
о том, что как самосознание, так и осознание внешнего мира не могут быть объяснены лишь на основе ноэтических актов, но начало сознания состоит в действии относительно мира.

Слайд 10

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)

Согласно его учению, сознание человека состоит из трёх

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) Согласно его учению, сознание человека состоит из
взаимосвязанных  элементов:
а) сознания как такового,
б) самосознания,
в) разума.

Слайд 11

Фейербах, Людвиг Андреас (1804-1872)

Сознание в самом строгом смысле имеет­ся лишь там, где субъект

Фейербах, Людвиг Андреас (1804-1872) Сознание в самом строгом смысле имеет­ся лишь там,
способен понять свой род, свою сущ­ность.
Имя файла: Понятие-сознания-в-немецкой-классической-философии.pptx
Количество просмотров: 200
Количество скачиваний: 1