Слайд 2Метрика –
учение о стихотворных размерах
Тоническая система стихосложения
Силлабическая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения
![Метрика – учение о стихотворных размерах Тоническая система стихосложения Силлабическая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-1.jpg)
Слайд 3Тоническая система
Фольклор
Важно только равное количество ударений
отсутствуют рифмы
![Тоническая система Фольклор Важно только равное количество ударений отсутствуют рифмы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-2.jpg)
Слайд 4Силлабическая система
Важно только количество слогов
но
Рифма тоже есть
(поэзия
Антиоха Кантемира сотоварищи)
![Силлабическая система Важно только количество слогов но Рифма тоже есть (поэзия Антиоха Кантемира сотоварищи)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-3.jpg)
Слайд 5Силлабо-тоническая система
Придумана
для русского стихосложения
М.В. Ломоноcовым
и
В.К. Тредиаковским
в XVIII веке
Существует
![Силлабо-тоническая система Придумана для русского стихосложения М.В. Ломоноcовым и В.К. Тредиаковским в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-4.jpg)
и по сей день
Слайд 6Двусложные размеры
Хорей- (греч. Choreios, буквально - плясовой)
Стихотворный метр с
![Двусложные размеры Хорей- (греч. Choreios, буквально - плясовой) Стихотворный метр с сильными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-5.jpg)
сильными местами
на нечётных - 1, 3, 5 - слогах стиха
Буря мглою небо кроет
Слайд 7Ямб – (jambos) стихотворный метр с сильными слогами на чётных - 2,4,6
![Ямб – (jambos) стихотворный метр с сильными слогами на чётных - 2,4,6](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-6.jpg)
…
слогах стиха
Слова бывают разные
Слайд 8В двусложном размере бывают
Пиррихий – (pyrricheos) облегчённая стопа из двух безударных слогов
Отво
![В двусложном размере бывают Пиррихий – (pyrricheos) облегчённая стопа из двух безударных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-7.jpg)
- рите мне темницу
Спондей - (spondeios) утяжелённая стопа из двух ударных слогов
Ночь. У - лица. Фонарь. Аптека
Слайд 9Трёхсложные размеры стиха
Дактиль – (греч. Daktylos, буквально -палец) – стихотворный метр с
![Трёхсложные размеры стиха Дактиль – (греч. Daktylos, буквально -палец) – стихотворный метр](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-8.jpg)
ударением на первом слоге 3-сложной стопы
Тучки небесные, вечные странники
Слайд 10Амфибрахий – (греч. аmphibrachys, буквально – с обеих сторон краткий)
в трёхсложной стопе
![Амфибрахий – (греч. аmphibrachys, буквально – с обеих сторон краткий) в трёхсложной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-9.jpg)
ударение на втором слоге
Не ветер бушует над бором
Слайд 11Анапест – (греч. аnapaistos, буквально – отражённый назад ) в трёхсложной стопе
![Анапест – (греч. аnapaistos, буквально – отражённый назад ) в трёхсложной стопе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-10.jpg)
ударение на третьем слоге
я тебе ничего не скажу
Слайд 12Четырёхсложные размеры
В зависимости от места ударения они делятся на
Первый пеон (ма-лень-ка-я)
Второй
![Четырёхсложные размеры В зависимости от места ударения они делятся на Первый пеон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-11.jpg)
пеон (фо-на-ри-ки)
Третий пеон (Ли-за-ве-та)
Четвёртый пеон (пе-ре-вер-ни)
Слайд 13пятисложники
Пентон №1 (по месту ударения)
Пентон №2
Пентон №3
Как сходилися, собиралися
Пентон №4
Пентон №5
![пятисложники Пентон №1 (по месту ударения) Пентон №2 Пентон №3 Как сходилися,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-12.jpg)
Слайд 14Дольник (паузник)
Переходный размер от силлабо-тонического к тоническому
(популярный с XX века), в котором
![Дольник (паузник) Переходный размер от силлабо-тонического к тоническому (популярный с XX века),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-13.jpg)
при равном количестве ударений безударные интервалы могут быть как в один, так и в два слога
Вечером синим, вечером лунным
- 2 – 1 – 2 - 1
Слайд 15Тактовик (акцентник)
Количество ударений в строке одинаковое
Рифма несёт дополнительную организацию стиха
Спокойно трубку докурил
![Тактовик (акцентник) Количество ударений в строке одинаковое Рифма несёт дополнительную организацию стиха](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-14.jpg)
до конца
1 – 1- 3 – 2 –
(примеры – у В. Маяковского)
Слайд 16Памятка
Поставьте ударение
Подчеркните ударные гласные чертой
Безударные гласные – подковой
Рассмотрите, что повторяется
Разделите вертикальной чертой
![Памятка Поставьте ударение Подчеркните ударные гласные чертой Безударные гласные – подковой Рассмотрите,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-15.jpg)
повторяющиеся промежутки
Определите размер
Посчитайте стопы
Слайд 17Как ныне сбирается вещий Олег
Золото, золото падает с неба
Поживёшь и попразднуешь вволю
Любви,
![Как ныне сбирается вещий Олег Золото, золото падает с неба Поживёшь и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-16.jpg)
надежды, тихой славы
Ветер по морю гуляет
Полумилорд, полукупец
Цветочная проснулась ваза
Слайд 18Четырёхстопный ямб мне надоел.
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву пора б его
![Четырёхстопный ямб мне надоел. Им пишет всякий. Мальчикам в забаву пора б](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/269954/slide-17.jpg)
оставить…
Ведь рифмы запросто со мной живут.
Две придут сами, третью приведут