Слайд 2
Петербург – наследник мировых цивилизаций
Слайд 3 Санкт -Петербург – город-символ европейской России, вошедший в почетную когорту великих
столиц мира. Само название города, в отличие от однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт – с латинского «святой»; Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) – по-немецки «город». Так, в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии.
Слайд 4
герб Санкт -Петербурга
герб Ватикана
В названии нового российского города
и его символике акцентирована связь с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб Петербурга с двумя пересекающими якорями удивительно схож с гербом Ватикана.
История новой Российской столицы запечатлена в архитектурном облике города. Эпохи выдающихся царствовании и шедевры зодчества XVIII – XX столетий соединились в нем в целостную летопись Петербурга.
Слайд 5
Заложенный по замыслу Петра Великого 27 мая 1703 года, в праздничный день
во имя Святой Живоначальной Троицы, на Заячьем острове, город обрел идеального воплотителя царственных замыслов в лице Д.Трезини, работавшего здесь в 1703 по 1723 года.
По указаниям Петра в Россию приглашались архитекторы, зарекомендовавшие себя опытными профессионалами. Память об основателе города воплощена в монументе, созданном гениальным скульптором Э.Фальконе в 1768 г.
Слайд 6
Васильевский остров своей восточной оконечностью – «Стрелкой» разделяет Большую и
малую Неву, которые вливаются в широкое русло Невы с ее царственно-величавым простором. Долгое время Стрелка Васильевского острова использовалась как главный торговый порт. Доминирующее строение Стрелки Васильевского острова – Биржа. Ее композиция и декор восходят к храмам Древней Греции и Рима. Как и в античных храмах, основной объем Биржи обрамлен по периметру сорока четырьмя колоннами дорического ордера. Выше помещены скульптурные группы, олицетворяющие процветание Российского морского флота и торговли.
Слайд 7
Нева – колыбель Санкт - Петербурга. Она не только предопределила возникновение
города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции, сохраняющей свое значение по сей день. По берегам Невы, протяженность которой в черте города 28 км, формировались самые знаменитые архитектурные ансамбли XVIII – XIX веков. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Архитекторы Петербурга с первых лет создания города старались облагородить ее русло. Со второй половины XVIII века и в последующие столетия берега «красавицы севера» одевали гранитом и устраивали
пристани. Зачастую они украшались скульптурами,
вазами, экзотическими изваяниями.
Слайд 8Петербург поистине может считаться наследником мировых цивилизаций.
Наследие Китая:
Китайская беседка в
Царском селе
Китайский дворец в Ломоносове
Китайские львы на Петровской
набережной
Слайд 9Наследие Ассирии
Грифоны
На Университетской
набережной
Банковский мост через канал Грибоедова
Слайд 10Наследие древнего Вавилона
«Висячие сады»
Малый Эрмитаж
Слайд 11Наследие древнего Египта
Пирамида- беседка и
Египетские ворота в Царском селе
Обелиски – египетские
«лучи солнца»
Статуи богов, саркофаги, папирусы в Эрмитаже
Сфинксы
Слайд 12Сфинксы из Древних Фив
На Васильевском острове у Невы, напротив здания Академии
художеств смотрят друг другу в глаза два каменных сфинкса.
Поэт В. Я. Брюсов писал о них:
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Слайд 13
Сфинксы — самые древние памятники
Санкт -Петербурга, возраст которых
насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего
в 1419-1383 годах до нашей эры.
Слайд 14
Лицам сфинксов, высеченных из сиенита, неизвестный египетский скульптор придал черты лица самого
Аменхотепа. Головы мифологических существ венчают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа. Одна из надписей гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».
Слайд 15
Прежде чем украсить Университетскую набережную
Санкт -Петербурга, сфинксы проделали долгий
путь. В ходе археологических раскопок 1820 года они были найдены египтологом Янисом Атоназисом, который проводил свои научные экспедиции на деньги, выделенные английским консулом в Египте Сольтом. За это Янис вынужден был отдавать консулу большинство своих находок. Сфинксы, найденные в Фивах, также пополнили коллекцию Сольта. Он отправил древние статуи в город Александрия, в устье реки Нил, надеясь выгодно продать.
Слайд 16
Именно там сфинксов увидел русский офицер Андрей Муравьев, который путешествовал
по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев в срочном порядке написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором
Николаем I.
Слайд 17
В конце концов, российской стороне удалось перекупить сфинксов, они встали
казне в 62000 рублей. Сфинксы, весом в 62 тонны, были доставлены в столицу России на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 году сфинксы были привезены в Петербург и временно помещены во дворе
Академии художеств.
Слайд 18
В 1832 году на Университетской набережной напротив Академии художеств решили устроить
широкую пристань. Её проект составил К.А. Тон. Эта пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Впоследствии эти скульптуры оказались на Аничковом мосту. А здесь в 1834 году разместили доставленных из Египта сфинксов. На набережной реки Невы архитектор К. Тон соорудил высокие гранитные пьедесталы специально для древних изваяний. На каждом из пьедесталов была высечена надпись:
«Сфинкс из древних Фив в Египте
перевезен в град святого Петра в 1832 году».
Слайд 19
Петербург не сразу привык к иноземному слову "сфинкс": сначала мастер-каменотес Степан
Анисимов обозвал их "свинцами", а позже горожане упростили их до "свинок". Несмотря на легковесное прозвище, к неведомым чудищам в Петербурге отнеслись серьезно и мгновенно окружили легендами. Например, люди считали, что сфинксы живые, они просто спят. Закрыв глаза еще в Египте после смерти Аменхотепа III, которого они, по традиции, олицетворяют, сфинксы вновь открыли их в Петербурге. Увидев мрачное северное небо, египетские гости вздохнули и снова погрузились в сон. Однако, невзирая на отстраненность таинственных
зверей, жители города доверили им самое дорогое - они охраняют Петербург от наводнений.
Слайд 20Легенды и мифы
Говорят, что в течение дня у сфинксов на Университетской
набережной меняется выражение лица. Утром оно кажется спокойным и умиротворенным, оставаясь безмятежным до полудня, но к вечеру лик древнего изваяния меняется и становится зловещим и угрожающим. Некоторые жители города специально ходят к сфинксам перед заходом солнца, чтобы уловить момент, в который лицо истукана начинает меняться. Однако считается, что этого зрелища лучше избегать, особенно если дело касается впечатлительных натур: увидевшие, как лицо сфинкса меняет свое выражение, могут сойти с ума.