Слайд 2Модерн зародился на рубеже XIX-XX веков, где-то в 80-х годах, но его
становление оборвалось с развернувшейся I Мировой войной. В каждой из европейских стран этот новый стиль имеет свои особенности и нюансы, а также свои названия. К примеру, в Англии и России прижилось французское название – модернизм, в самой Франции – ар нуво, что означает (новое искусство).
Слайд 3Фабрика Мельцера, подобно многим другим европейским мануфактурам второй половины XIX века стремится
угодить как изысканному аристократическому вкусу двора, так и обеспечить нужда буржуазии и среднего класса. Мир уже живет в другом, ритме, это отражается и в мебельном производстве. Кто-то привык к роскоши, а кому-то важен шик "по карману". Значит нужны качественные, доступные материалы. И Мельцеры успешно этим пользуются, совмещая использование ценных пород дерева, и например, целлулоид, имитирующий слоновую кость.
Слайд 4Лучшим временем для братьев Мельцеров стала эпоха модерна, окончательно утвердившегося в русской
культуре в 1890-х годах. Проспект Торгового дома «Мельцер Ф. и К.» говорит об использовании фабрикантами в рамках модерна стилистики искусства Востока. Примером ее использования может служить кресло, богато декорированное орнаментом из цветов, птиц и резных драконов на подлокотниках. Интересно и опубликованное в проспекте настенное зеркало, также украшенное завитками и изображением резного дракона. Эти предметы становились частью создаваемых интерьеров и вполне удачно вписывались в старые интерьеры, привнося в них распространившуюся моду. В основе этих изделий лежит принцип асимметрии — одна из главных особенностей модерна.
Слайд 5Ширма трехстворчатая. Начало ХХ в. Россия, Санкт-Петербур. Фабрика Ф. Мельцера.
Слайд 6В самом начале XX века братья Мельцеры продолжили работы в Зимнем и Александровском дворцах,
Нижней даче Петергофа. В Александровском дворце в 1902–1903 годах было завершено декорирование и создание мебели для двух парадных интерьеров — Нового кабинета Николая II и Кленовой гостиной Александры Федоровны, которые вошли в историю интерьера русского модерна.
Слайд 8По проекту Р.Ф. Мельцера для кабинета императора на фабрике Ф.Ф. Мельцера сделали из
красного дерева угловой диван и угловой шкаф, книжные шкафы, этажерки, бильярд, письменный стол, стулья и кресла с ажурными спинками и вогнутыми подлокотниками. Для Кленовой гостиной императрицы Ф.Ф. Мельцер также по проекту своего брата изготовил три десятка встроенных и отдельно стоящих предметов мебели, которые в сочетании образовывали сложное и динамичное пространство. Ширма, круглый угловой диван, разнообразные придиванные асимметричные столики, стулья со спинками в виде чашечки цветка, использование новой породы дерева — серого мореного клена — все было совершенно необычно и ново для мебели того времени.
Слайд 9Кленовый мебельный гарнитур.
Слайд 11Тогда же в Царском Селе было закончено по проекту Р.Ф. Мельцера создание
ванной для Александры Федоровны. Одновременно фабрика сделала гарнитуры для детских комнат Царскосельского Александровского дворца — столовой, гостиной, спальни. Все эти изделия отличают черты, свойственные рационалистическому модерну, пришедшему в 1900-х годах на смену сложным формам раннего флористического модерна. Простота линий, лаконизм, легкость конструкций — черты мебели детских покоев.
Слайд 12Долгое время считалось, что на эстетику стиля повлияли «низкие вкусы» буржуазных клиентов, однако проявилось и другое явление —
страстное желание художников русского модерна бороться с «безобразным» в мире с помощью «художества во всех его проявлениях». Отчасти им это удалось: в тот период, по словам Игоря Грабаря, «художество» вышло за пределы музейных залов, окружив человека в его повседневной жизни, — «на улице, дома, в архитектуре, одежде, в книге, в театре». И как бы приобрело «самостоятельную духовность». Для творцов модерна значение имело все — каждая деталь становилась произведением искусства.
Слайд 13Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Разнообразие видов и форм. Стиль модерн расширил диапазон
видов мебели, предложив разнообразные вариации на тему шкафов, тумбочек и этажерок, создав «промежуточные» варианты причудливых очертаний и нестандартных размеров. Встроенная мебель также впервые появилась в этом стиле: сложно и изысканно декорированные шкафы и каминные полки словно вырастают из стен.
Слайд 14Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Плавные, вьющиеся линии и прихотливые изгибы. Пожалуй, это
самый характерный признак мебели в стиле модерн. У стульев, столов и диванов, небольших этажерок этим требованиям подчиняется весь контур и внутренние линии, в массивных шкафах, как правило, силуэты более спокойные, а изогнутые линии переходят в декор.
Слайд 15Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Уподобление живой природе. Нередко в силуэтах мебели, декоративной
резьбе и накладном декоре прочитывается узор или контур цветка, бабочки, птицы или какого-нибудь фантастического существа.
Слайд 16Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Приглушённые цвета обивки. Стиль модерн не признаёт ярких
открытых цветов, вместо них — «сумеречная палитра» вечера или раннего рассвета, сложные оттенки воды и живой природы. В этой гамме создаётся обивка для диванов и кресел, нередко используются ткани с эффектом отлива и мерцания, узоры никогда не бывают слишком яркими и контрастными, чтобы не отвлекать внимание от красоты силуэтов.
Слайд 17Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Асимметрия. Ориентируясь на мир природных объектов, стиль модерн
в мебельных формах нередко (хотя далеко не всегда) предлагает асимметричные композиции: например, спинка кресла может иметь «неправильные» скошенные очертания, расположение секций и дверей у шкафа не подчиняется закону осевой симметрии.
Слайд 18Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Изящество и ажурность форм. При взгляде на силуэты небольших
кресел, этажерок, а порой и более массивных предметов кажется, что мебель «танцует», едва касаясь кончиками ножек пола. Вся спинка или её верхняя и нижняя части, подлокотники, изголовья и изножия кроватей, обрамления шкафов и полок — ажурные, украшенные воздушным узором из сквозных гнутых линий.
Слайд 19Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Гладкие поверхности. Стиль модерн предпочитает тщательно обработанные
поверхности дерева, дорогие модели «ручного» производства скрупулёзно полируются до блеска и покрываются мебельными лаками.
Слайд 20Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Открытые текстуры. Большинство предметов обстановки — из дерева, причём
не окрашенного, чтобы сохранить «природность» вещи. Иногда деревянные поверхности обрабатываются тонирующими лаками, но чаще демонстрируют свой природный цвет.
Слайд 21Характерные признаки стиля модерн в дизайне мебели:
Декоративные детали: вставки и накладки. «Дизайнерские» модели порой
даже излишне щедро украшаются вставками из разнообразных, но, как правило, не драгоценных материалов: стиль модерн отдаёт предпочтение недорогим материалам — накладкам из латуни, серебру, меди, вставкам из слоновой кости, перламутра, майолики и витражам из цветного либо фактурного стекла. Зеркала, которыми украшают шкафы, буфеты и горки, обрабатываются фацетом.
Слайд 22После Октябрьской революции фабрика братьев Мельцеров не смогла существовать в новом государстве
и в 1918 году прекратила свое существование. Памятью о ней могут служить сохранившиеся образцы различной мебели, находящиеся как в музеях, так и в государственных и частных коллекциях.