Пушкин и математика

Содержание

Слайд 2

В 2010 году Россия отметит светлую дату – 211 лет со дня

В 2010 году Россия отметит светлую дату – 211 лет со дня
рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
И хотя всё дальше и дальше удаляется от нас та эпоха, Пушкин, преодолевший время и пространство, остаётся с нами. Первый не по нумерации, а по силе любви к нему русского народа.

Слайд 3

Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в

Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах
ладах с математикой. В детстве, бывало, он плакал над задачами по арифметике. По результатам вступительных экзаменов в лицей, об Александре Пушкине записано, что «в познании языков: российского - очень хорошо, немецкого – не учился, в арифметике – знает до тройного правила, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основаниях географии и начальных основаниях истории – имеет сведения».
В «Дневнике» поэта за 1 января 1834 года находим запись: « Меня спрашивали, доволен ли я моим камер – юнкерством. Доволен, потому что государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер – пажи, только бы не заставили учиться французским вокабулам и арифметике».

Слайд 4

В воспоминаниях об учёбе в лицее Иван Пущин рассказывал о том,

В воспоминаниях об учёбе в лицее Иван Пущин рассказывал о том, как
как однажды их учитель по физике и математике Яков Иванович Карцов вызвал Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин молча сделал на доске какие-то записи чисел. На вопрос учителя: «Ну, что же у Вас получилось? Чему равняется икс?» - ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо, - подытожил Карцов. – У вас, Пушкин, всё в моём классе кончается нулём. Садитесь на место и пишите стихи».
С. Д. Комовский вспоминал: «…Вообще он жил более в мире фантазии. Набрасывая же свои мысли на бумагу, везде, где мог, а чаще всего во время математических уроков, от нетерпения он грыз обыкновенно перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное».

Слайд 5

А.С. Пушкин всегда стремился «стать с веком наравне» даже по отношению к

А.С. Пушкин всегда стремился «стать с веком наравне» даже по отношению к
математике.
Он помещал математические статьи П.Б. Козловского в своём «Современнике».
Его библиотека, содержащая более четырёх тысяч томов, включала в себя немало книг по естественно-научной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математи-ческому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, имелись два сочинения по теории вероятностей.

Слайд 6

Причиной повышенного интереса к теории вероятностей являлась страсть Пушкина к картам, которые

Причиной повышенного интереса к теории вероятностей являлась страсть Пушкина к картам, которые
являлись одной из причин зарождения и развития этой теории.
Можно составить задачу на вычисление вероятности, используя сюжет одного из самых известных его произведений – «Пиковая дама» : Из колоды карт (52 листа) Герман наугад извлекает три карты. Найдите вероятность того, что это будут 3,7 и туз.
В 4 главе «Евгения Онегина» в ночь перед дуэлью в романтических стихах Ленского Пушкин описывает закон распределения случайной величины Х («судьбы закон»):
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определённый;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

Слайд 7

Пушкинский «глубокий эконом» - личность, субъект производства, он знает экономическую науку, хорошо

Пушкинский «глубокий эконом» - личность, субъект производства, он знает экономическую науку, хорошо
образован, понимает окружающую действительность и не жаждет золота.
Из 448 строф «Онегина» более 20 - исключительно экономические, 
еще примерно 120 содержат экономическую информацию. Но, чтобы это понять, надо вчитываться очень терпеливо.

Слайд 8

Серьёзный интерес великого поэта к научным достижениям привёл его к пониманию сложности

Серьёзный интерес великого поэта к научным достижениям привёл его к пониманию сложности
процесса познания природных явлений и их физических закономерностей. Он признавал, что критерием обоснованности любой научной теории являются всесторонние знания и опыт, о чём и написал в 1829 году:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Слайд 9

Вашему вниманию предлагаются результаты «математического анализа» произведений поэта.

Чёткий ритм, закономерное

Вашему вниманию предлагаются результаты «математического анализа» произведений поэта. Чёткий ритм, закономерное чередование
чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой, своей ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных композиций, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция, и числа Фибоначчи.
Числа Фибоначчи – элементы числовой последовательности :

1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55...

Слайд 10

На графике распределения стихотворений А.С. Пушкина по числу строк в них

На графике распределения стихотворений А.С. Пушкина по числу строк в них отчетливо
отчетливо выделяются несколько максимумов – наиболее часто встречающихся размеров. Они явно тяготеют к числам 5, 8, 13, 21, 34.
Характерно также, что, наиболее выдающиеся произведения поэта, шедевры его творчества явно тяготеют к размерам 8, 13, 21 и 34 строки. К ним относятся стихи «В крови горит огонь желаний…», «Я вас любил, любовь еще, быть может…», и, наконец, одно из последних: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…».
Преобладание в анализе стихотворений А.С. Пушкина чисел ряда Фибоначчи никак нельзя признать случайностью, игрой слепой вероятности. Наличие этих чисел выражает одну из фундаментальных закономерностей творческого метода поэта, его эстетические требования, чувство гармонии.

Слайд 11

В метрике и композиции стихов поэта сосуществуют два начала, обеспечивающие их гармонию:

В метрике и композиции стихов поэта сосуществуют два начала, обеспечивающие их гармонию:
симметрия и асимметрия.

Симметрия стихотворений выражается в чётном числе рифмованных строк, в парном количестве стихов в произведении.
А одним из выражений асимметрии в метрике и композиции стихов является золотая пропорция, подчинение метрики числам Фибоначчи.
Сочетание этих двух основ гармонии и порождает удивительное разнообразие художественных форм в поэзии А.С. Пушкина.

Слайд 12

Закон «золотого сечения» в самом общем случае формулируется следующим образом: «целое так

Закон «золотого сечения» в самом общем случае формулируется следующим образом: «целое так
относится к большему, как большее относится к меньшему»; А = В + С А/В = В/С Принцип «золотого сечения» обнаруживается в формах живых организмов (например, в форме яблока или в форме улитки), пропорциях тела и органов человека, биоритмах головного мозга, ритмах сердечной деятельности, строении плодородного слоя земли, статистике популяций, музыке, строении планетарных систем и системы Менделеева, микрокосмосе, в компонентах генного аппарата человека и животных и т.д.

Слайд 13

В повести «Пиковая дама» (издания 1978 г.) 853 строки. В каждой из

В повести «Пиковая дама» (издания 1978 г.) 853 строки. В каждой из
шести глав золотая пропорция приходится на кульминационный момент этой главы. Это поразительное, фантастически точное, интуитивное владение поэтом законами гармонической композиции.
И всматриваясь в математически строгие и точные композиции крупнейших пушкинских произведений («Борис Годунов», «Евгений Онегин» и др.), опять вспоминаешь всю не случайность пушкинского утверждения, что:

"Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии".

Слайд 14

Александра Сергеевича Пушкина давно относят к пророкам и обычно речь ведут о

Александра Сергеевича Пушкина давно относят к пророкам и обычно речь ведут о
том, что он предсказал свое будущее, нетленность, вечность своей поэзии и бессмертие своих прозаических произведений.
Ведущие принципы пушкинских откровений: «Равенство противоположностей», «Вечное движение по кругу, равное в сумме нулю», «Цикличность явлений», «Смена ведущей роли», «Истина — любовь».
Пушкин выявил периоды национальных резолюций, которые происходят каждые 78 лет. Его периодика совпала с волнениями августа 1991 года и октября 1993 года. Архивы Пушкина — это свод знаний, важный для всего человечества.

Смена мирового лидера, согласно космическим таблицам Пушкина, должна произойти в самое ближайшее время. Этим лидером должна стать Россия, которая уступит свою роль новой ведущей расе после 2548 года,
Согласно пушкинской философии, с 1998 года в России начался 39-летний период природных катаклизмов. Возможны землетрясения, голод.

Слайд 15

Но, конечно, самым главным в жизни Пушкина является его поэтическое творчество, как

Но, конечно, самым главным в жизни Пушкина является его поэтическое творчество, как
пример великого искусства, которое сочетает мысль и эмоции в совершенной форме.

Слайд 16

В заключении осталось выразить надежду на то, что мне удалось в какой-то

В заключении осталось выразить надежду на то, что мне удалось в какой-то
степени обосновать, на первый взгляд, «странное сближение» А.С. Пушкина с математикой.
Гениальный человек гениален во всем. И на самом деле, не столь уж важно, в какой степени знал А.С. Пушкин точные науки. Каждый человек находит в нем и его творчестве что-то свое, близкое и понятное только ему. Даже люди, которые считают себя далекими от поэзии, от романтических переживаний, занятые только сухими расчетами в своем мире формул и чисел, и они найдут множество «открытий чудных» в мире пушкинских произведений. Но самое главное, что и в наше время А.С. Пушкин учит нас искренности чувств, жизнелюбию; ставит перед нами вечные вопросы: какое место в списке ценностей занимают милосердие, доброта, дружба, любовь.

Слайд 17

Пушкинские высказывания
«Сам по себе налог слеп и падает без разбора на все

Пушкинские высказывания «Сам по себе налог слеп и падает без разбора на
состояния. Налог может отозваться на всех сословиях, но обыкновенно падает на одно – на крестьянство».
«Кредит родился при первом меновом обороте. Роль кредитора и должника возникает из простого товарного обращения».
«Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место»!
Имя файла: Пушкин-и-математика.pptx
Количество просмотров: 289
Количество скачиваний: 2