Слайд 2Что такое рельеф?
В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности,
называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами
Слайд 3Рельефы применяются по ряду причин:
Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей
и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.
Слайд 4Существует три основных типа рельефов:
Низкий рельеф (барельеф), в котором элементы скульптуры лишь
немного выделяются на поверхности фона
Высокий рельеф (горельеф), в котором фрагменты более чем на половину выступают над фоновой поверхностью
Углубленный рельеф (койланаглиф, контррельеф), представляющий собой утопленную ниже уровня фоновой поверхности композицию, не содержащую отступов, характерных для двух других типов
Слайд 5История
Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции,
ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.
Слайд 6Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют
средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы.
Слайд 7Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые
рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.
Слайд 8Задание:
Выполнить рельеф глиняного кувшина или крынки на фоне гладкой драпировки.
Примеры: