Реставрация архитектуры 15-17 век

Содержание

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Памятники архитектуры являются не только воплощением творчества архитекторов, но и частью глобального

ВВЕДЕНИЕ Памятники архитектуры являются не только воплощением творчества архитекторов, но и частью
экологического комплекса, от сохранения которого зависит будущее человечества. Они являются источником, отражающим особенности своей исторической эпохи, и способны вызывать острое эстетическое переживание у современного человека, являя собой единство художественного и исторического.

.

Характерное для нашего времени отношение к архитектурным произведениям прошлого как к памятникам начало формироваться в позднесредневековый период с развитием движения гуманизма, который видел реальное воплощение своих идеалов в античной культуре.

Слайд 3

ПОНЯТИЕ РЕСТАВРАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Слово «реставрация» в переводе на русский язык означает «восстановление»,

ПОНЯТИЕ РЕСТАВРАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Слово «реставрация» в переводе на русский язык означает
имеющее своей целью максимально раскрыть художественные качества памятника и его исторически ценные особенности, а также максимально сохранить подлинность.
В настоящее время специалисты различают три вида работ, которые допу­стимы на памятниках: реставрация, консервация и ремонт. Однако на прак­тике чаще всего идет речь о сложном сочетании необходимых мероприятий. Формальное разграничение проводят исходя из преобладающего характера работ: реставрация чаще всего сочетает в себе различные операции, но по постановке цели мы можем разделить реставрации на фрагментарные и целостные.

Слайд 4

ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕСТАВРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ РУИНИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ

Античная Капуя находится

ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕСТАВРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ РУИНИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ Античная Капуя
чуть в стороне от современного города и донесла до нашего времени руины одного из крупнейших сохранившихся амфитеатров.

Слайд 5

Культ руин в Европе насчитывает более двух тысяч лет, для большинства исторических

Культ руин в Европе насчитывает более двух тысяч лет, для большинства исторических
эпох характерен определенный интерес к данной теме.  За все это время смысловое значение руин, отношение к ним общества и их оценка, кардинально менялась. Руина может нести в себе множество значений, оказываясь как своеобразным символом разрушения и смерти, так и хранить в себе светлые смыслы, например, связанные с памятью людей, таким образом их ободряя. Руина является результатом победы естественных сил природы, над результатом осмысленной человеческой деятельности, что и находит отражение в ее облике. При этом она всегда находится в процессе изменения, до тех пор, пока не исчезнет полностью, что позволяет говорить о том, что руина представляет собой процесс.

Минтурнае
Бывший римский военный лагерь, разросшийся впоследствии до размеров небольшого городка.

Слайд 6

Руины примечательны тем, что внедряющиеся в разрушенное произведение архитектуры, силы и формы

Руины примечательны тем, что внедряющиеся в разрушенное произведение архитектуры, силы и формы
природы создают новую целостность, которая складывается из того, что еще остается в руине от искусства, и из того, что уже есть в ней от природы. С точки зрения целенаправленности, которую человек воплотил в первоначальной постройке, ее разрушенный образ является бессмысленной случайностью, однако эта случайность воплощает в себе новые смыслы

Поццуоли
От античных Путеол дошли термы, некрополь и, конечно же, руины одного из величайших амфитеатров древности.

Слайд 7

ОТЛИЧИЕ РУИН ОТ РАЗВАЛИН

ОТЛИЧИЕ РУИН ОТ РАЗВАЛИН

Слайд 8

РЕСТАВРАЦИЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА

В эпоху Ренессанса руины, сохраняя прежние смыслы, обретают и

РЕСТАВРАЦИЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА В эпоху Ренессанса руины, сохраняя прежние смыслы, обретают
новые значения. Любителей древности начинает интересовать конкретный смысл и значение фрагментов здания или статуи, их происхождение. Если в XIV в. знатоков римских древностей были единицы, то в XV в. и XVI в. интерес к ним заметно возрастает, появляются посвященные им работы. Начинают проводиться раскопки, возникают коллекции   античного искусства.

Вилла Адриана
Разрушенная императорская вилла в Тиволи близ Рима, откуда император Адриан правил Римской империей на закате своей жизни.

Слайд 9

Вилла дель-Касале Вилла была центральной усадьбой крупного поместья и представляет собой одно из

Вилла дель-Касале Вилла была центральной усадьбой крупного поместья и представляет собой одно
самых роскошных строений подобного рода. Известна в первую очередь благодаря прекрасно сохранившимся мозаикам, украшающим почти каждую комнату.

Слайд 10

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Однако несмотря на преклонение перед античностью,

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Однако несмотря на преклонение перед античностью,
древние руины, как и в Средневековье, воспринимались как каменоломни. Эпоха Возрождения, видевшая свою задачу в возрождении античности, безжалостно уничтожала и искажала ее произведения, немало памятников архитектуры XV-XVI вв. было построено из камней древнего Рима. Это приводит к тому, что в 1462 г. папа римский Пий II издает буллу об охране римских руин, которую можно отнести к одним из первых известных законов об охране архитектурных памятников. В начале буллы говорится о воспитательном значении руин, которые должны напоминать, о доблестях предков, о бренности всего земного. В следующей части документа идет речь о запрещении разрушения древних руин и о наказании за его нарушение. Однако неизвестно сколь строго соблюдалась эта булла, так как записи о разрушении древнего Рима не прекратились и после ее принятия..

Слайд 11

Пий II — Папа Римский с 19 августа 1458 года по 14

Пий II — Папа Римский с 19 августа 1458 года по 14
августа 1464 года. Основоположник Вифлеемского ордена.

Слайд 12

ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

В 1515 г. Рафаэль был назначен главным хранителем римских

ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ В 1515 г. Рафаэль был назначен главным хранителем
древностей римским папой Львом Х. Но художник, взявшийся за это дело, открыл для себя помимо искусства прошлого и отношение современников к этим древностям, он сталкивается с массовым уничтожением памятников. О чем сообщает в письме Льву Х в 1519 г., в котором описывает разрушение древностей и использование их в качестве источника строительного материала для новых построек.

Слайд 13

Рафаэ́ль Са́нти —итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской школы.

Рафаэ́ль Са́нти —итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской школы.

Слайд 14

НОВЫЙ ОБРАЗ РУИН

Старый образ руин отчасти сохранился и в XVII в., но

НОВЫЙ ОБРАЗ РУИН Старый образ руин отчасти сохранился и в XVII в.,
тогда же в искусстве появляется и их новый образ. Руины как бы выходят из-под контроля, оживают и обретают свое, независимое от человека бытие. В культуре XVII в., наряду с заметным проявлением светского начала, усиливается религиозная экзальтация и мистицизм. Обостряется чувство времени и осознание бренности бытия, развитие получает тема смерти, которая и находит отражение в руинах, в том, что свидетельствует об упадке некогда яркой и полной жизни.

Остиа-Антика
Римский город в Лациуме, в устье Тибра; главная гавань Древнего Рима, традиционно считавшаяся также его первой колонией.

Слайд 15

ОТОБРАЖЕНИЕ В ЖИВОПИСИ

Хотя традиция использования античных руин в качестве фона для различных

ОТОБРАЖЕНИЕ В ЖИВОПИСИ Хотя традиция использования античных руин в качестве фона для
живописных сцен и неотъемлемого атрибута картин на мифологическую, и религиозную тематику, существовала долгое время. Руины становятся особенно популярны в XVIII в., когда их изображение приобретает значение самостоятельного жанра, что особенно характерно для творчества таких художников как Баттиста Пиранези и Юбер Робер

Джованни Батиста Пиранези. Руины криптопортика на Вилле Домициана. 1766.

Слайд 16

Гюбер Робер автор Храм среди воды. 1780-е

Гюбер Робер автор Храм среди воды. 1780-е

Слайд 17

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ В КАЧЕСТВЕ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНОСТИ

И хотя уже

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ В КАЧЕСТВЕ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНОСТИ И хотя уже
с XV в. в сферу интересов гуманистов входила архитектура и скульптура, а классические ордерные формы были основным художественным языком архитектуры Европы, а сами античные здания и их уцелевшие части, оказываются объектом изучения, их зарисовывают, обмеряют, пытаются воспроизвести их формы в новых сооружениях.  Но представление о необходимости сохранения их в качестве памятников древности созревает очень медленно. Не только в XV в., но вплоть до XVII в., продолжается уничтожение античных построек.

Ярким примером подобного служит использование Колизея в качестве каменоломни при строительстве многих сооружений Рима, в числе которых палаццо Венеция, палаццо Канчеллерия, собор Петра. Разрушение Колизея было полностью остановлено только в XVIII в

Слайд 18

ЯСНОСТЬ В ВОПРОСЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ

Именно в конце XVII в., когда эстетическая

ЯСНОСТЬ В ВОПРОСЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ Именно в конце XVII в., когда
ценность построек начинает дополняться исторической, возникает ясное представление о необходимости сохранения различных памятников архитектуры куда включаются и руины. Но поначалу в поле зрения реставраторов попадают главным образом только античные постройки.
Столь значимое изменение в восприятии руин и античного наследия было обусловлено сразу несколькими новыми факторами. Первым фактором для подобного изменения стало развитие естественных наук, что привело к применению принципов научной систематизации в других областях знания, в том числе и в истории искусств. До этого античные постройки изучались лишь в качестве материала для решения неких художественных задач. Произведения античного искусства и архитектуры начинают воспринимаются как объекты, имеющие не только эстетический, но и познавательный интерес, обладающие исторической ценностью.

Слайд 19

Помпеи
Древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического

Помпеи Древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем
пепла в результате извержения Везувия во второй половине октября 79 года н. э.

Слайд 20

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАСКОПКИ

Также на отношение повлияло проведение планомерных исследований. Руины оказались

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАСКОПКИ Также на отношение повлияло проведение планомерных исследований. Руины оказались
предметом изучения археологов В 1738 г. начинаются раскопки Геркуланума, а в 1748 г. Помпей. Раскопки, продолжавшиеся несколько десятилетий, первоначально были предприняты для поисков отдельных произведений искусства, но позднее приобрели систематический и научный характер. В результате подобных работ значительно углубились знания об искусстве и архитектуре античного мира, что вызвало в обществе интерес к различным античным памятникам.

Слайд 21

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РЕСТАВРАЦИЙ

. Показательна в этом плане история Пантеона (125 г.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РЕСТАВРАЦИЙ . Показательна в этом плане история Пантеона (125 г.
н.э.), преобразованного в христианский храм ещё в 609 году. Понимая его значимость он не был разрушен, но со временем потребовалось ремонтировать и его. В сер. 16 в. обновлялись его бронзовые двери, в 17 в. – повреждённые капители портика были заменены на такие же новые, но с эмблемами заказчиков. Снятые с портика бронзовые балки были перелиты для балдахина собора св.Петра и на пушки. Романскую колокольню заменили на две небольшие башенки над портиком. Такое отношение к памятнику вызвало нарекания уже у современников. Но даже в 1747 году, заменяя обветшавшую мраморную облицовку внутри Пантеона, ей придали совершенно новый рисунок. Решительная перемена отношения к произведениям античности произошла в XVIII в. Торжество идей классицизма поставило задачу сохранения памятников архитектуры: Пантеона, Арки Тита в Риме и др. Пантеон сохранялся как руины, которые вошли в моду впервые. Классические руины возводились заново в парковых комплексах. Реставрация в то время еще не была выделена в особую область деятельности.

Слайд 22

Пантео́н — так называемый «Храм всех богов», выдающийся памятник истории и архитектуры

Пантео́н — так называемый «Храм всех богов», выдающийся памятник истории и архитектуры
древнего Рима, построенный между 118 и 128 годами н. э
Имя файла: Реставрация-архитектуры-15-17-век.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 2