Роль портрета в художественной литературе

Содержание

Слайд 2

Анна Одинцова
в описании И.С.Тургенева:
Женщина высокого роста, с достоинством осанки. «Спокойно

Анна Одинцова в описании И.С.Тургенева: Женщина высокого роста, с достоинством осанки. «Спокойно
и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва замет-ною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.»

Анна Одинцова в представлении художника Д.Боровского

Слайд 3

Литературный портрет нужен для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя и воздействовать

Литературный портрет нужен для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя и воздействовать на читателя Гипотеза:
на читателя

Гипотеза:

Слайд 4

Цель: исследовать портрет как формы и приёмы художественного произведения

Задачи:
Рассмотреть, что такое

Цель: исследовать портрет как формы и приёмы художественного произведения Задачи: Рассмотреть, что
портрет в разных видах искусства
Сравнить портрет живописный и портрет литературный
Провести опрос об отношении школьников к портрету
Посмотреть на особенности изображения портретов в художественных произведениях
Сделать вывод по исследовательской работе

Слайд 5

Живопись

Жанры, в которых используется портрет

Гравюра

Живопись Жанры, в которых используется портрет Гравюра

Слайд 6

Графика

Скульптура

Графика Скульптура

Слайд 7

Литературный портрет

«Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он весь

Литературный портрет «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он
составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.»

Слайд 8

Портреты Амбруаза Воллара

Ренуар
(импрессионизм)

Сезанн
(постимпрессионизм)

Портреты Амбруаза Воллара Ренуар (импрессионизм) Сезанн (постимпрессионизм)

Слайд 9

Фотография

Пикассо
(аналитический кубизм)

Фотография Пикассо (аналитический кубизм)

Слайд 10

Результаты опроса:

32% опрошенных считают, что портрет более живой и естественный, чем фотография,

Результаты опроса: 32% опрошенных считают, что портрет более живой и естественный, чем
передаёт чувства и эмоции
30% опрошенных считают, что любой портрет – это видение самого художника, т.е. с помощью портрета мы можем посмотреть на себя со стороны
38% опрошенных отдают своё предпочтение фотографиям, считая, что они наиболее точные и реалистичные
Только 38% всех опрошенных имеют свой рисованный портрет.

Слайд 11

Юрий Лотман – советский литературовед, культуролог и семиотик

Латур – французский портретист

Взгляд на

Юрий Лотман – советский литературовед, культуролог и семиотик Латур – французский портретист
роль портрета в разных видах искусства

Слайд 12

Военная галерея Зимнего дворца

Современная роль портрета –украшение помещений и память о людях

Генрих

Военная галерея Зимнего дворца Современная роль портрета –украшение помещений и память о
VIII,
король Англии

Слайд 13

Рассмотрев современную роль портрета и отношение к нему людей, сопоставив несколько

Рассмотрев современную роль портрета и отношение к нему людей, сопоставив несколько литературных
литературных произведений, в которых используется портрет, я пришла к выводу, что
портрет в литературе приобретает больше функций, чем в живописи и фотоискусстве:
Портрет - описание героя, которое присутствует в каждом произведении;
Портрет является деталью интерьера, неся какую-то информацию о герое (например, в рассказе А.С.Пушкина «Станционный смотритель»; в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»);
Портрет является действующим лицом произведения, то есть имеет важную роль в произведении (например, в повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

Слайд 14

Портрет живописный показывает внешность человека и может передать эмоции, чувства, частично

Портрет живописный показывает внешность человека и может передать эмоции, чувства, частично внутренний
внутренний мир.
Портрет литературный более полно и подробно описывает внешность и внутренний мир героя.
И литературный, и живописный портрет изображается так, как видит человека автор, художник.

Сходства и различия портрета живописного и портрета литературного

Слайд 15

Художник А.Галеркин

Художник И.Глазунов

Иллюстрированный портрет
Настасьи Филипповны,
героини романа Ф.М.Достоевского «Идиот»

Художник А.Галеркин Художник И.Глазунов Иллюстрированный портрет Настасьи Филипповны, героини романа Ф.М.Достоевского «Идиот»

Слайд 16

Портрет –
описание героя

Внешность

Внутренний мир

«Очень худощавый,
Черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и
эспаньолкой.

Портрет – описание героя Внешность Внутренний мир «Очень худощавый, Черненький господин, заросший
Он был одет с умышленной небрежностью».

Диалоги и монологи героя

Мысли

Поведение, поступки

Сны

Слайд 17

«Хочется ему и в овраг сбегать: он всего саженях в пятидесяти от

«Хочется ему и в овраг сбегать: он всего саженях в пятидесяти от
сада; ребенок уж прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана...»

Сон Обломова. В.Табурин.

Слайд 18

До того, как герой увидел картину «Сикстинская мадонна»:
«Между тем бесчисленные снимки
с

До того, как герой увидел картину «Сикстинская мадонна»: «Между тем бесчисленные снимки
картины, которые мне приходилось
видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. Мне нравились
только два ангелочка внизу.»
Во время просмотра картины героем:
«И вдруг – незаметно, нечувствительно – все вокруг как будто стало исчезать.
Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас.»;
После того, как герой увидел картину:
«На душе было так, как будто в жизни
случилось что-то очень важное и особенное.»;
«Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая
душу радость охватила меня…»
Имя файла: Роль-портрета-в-художественной-литературе.pptx
Количество просмотров: 194
Количество скачиваний: 0